Вопрос специалисту

Школа вызывает у дочери такие эмоции, которые отражаются на здоровье

Школа вызывает у дочери такие эмоции, которые отражаются на здоровье

Добрый день! Дочке 11 лет, 22 ноября будет 12 лет. Весь прошлый год постоянно болела и поэтому много пропускала школу, занималась с психологом, однако с ней она не поднимала тему друзей и школы. Болел и живот, и голова, и нога, и рука, и температура, нос, горло - всегда все разное, но что-то то болело. 


Понимаю, что у неё в школе проблемы, но с психологом она это решать не хочет, перейти в другой класс или школу не поможет. На индивидуальное обучение не могу перевести, потому что не смогу все время с ней проходить материал, а учителей из своего кармана я не потяну. Много с ней разговаривала, друзей нет, математику не любит, есть некоторые ребята, которые смеются над внешностью или над тем, что она играет на скрипке. 

Однажды насмехались над папой, с ним, конечно, тоже проблемы. Живем вместе, но как соседи, он нервный и вспыльчивый человек, но никого не бил, только кричит. 

По поводу школы уже руки опускаются, искренне пытаюсь помочь, разговариваю с ней, и к психологу ходили, и понимающе к ней отношусь, в школу больную не гоню, внимательно к ней отношусь, в начале вообще полгода думала, что у неё именно с физическим здоровьем большие проблемы, из-за которых часто болеет - врачи сказали, что тут дело уже с психикой, что школа вызывает такие эмоции, которые на здоровье отражаются. 

Буду с нетерпением ждать Ваш ответ! И хотя бы направление в какую-то сторону, может правда стоит перейти в другую школу, может и поможет. Спасибо вам огромное! С наилучшими пожеланиями!

Здравствуйте.
Есть два способа справляться с чувствами: психикой и телом. Когда ребёнок рождается, он очень телесный. Центральная нервная система зреет до 14 лет, поэтому чем младше ребёнок, тем больше "тела" в проживании чувств и эмоций. Но по мере взросления малыша, у него появляются новые навыки. Но вместе с совершеннолетием не приходит мастерство справляться с чувствами. Этому надо учиться. В идеале - в семье. Или у специалиста. В противном случае человек вырастает, а эмоции все ещё телесного плана (болит голова, дёргается глаз, сжимаются челюсти и прочее).


Слышу, что очень хотите помочь ребёнку. Но это невозможно, если вы сами не обладаете нужным навыком. Это как если бы вы взялись учить её вьетнамскому, не зная его самой. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Именно вам. Так вы сможете подать пример и передать знания.

Тут же хочу отметить - психолог, как и человек любой профессии может не подойти. Не стоит делать выводы по одному неудачному опыту. Ищите до тех пор, пока не захочется строить отношения с этим человеком. Это же правило касается и вашей дочери. Кажется, ей просто не подошёл специалист. Ведь основа успешного результата - это надёжный доверительный контакт. А тут его, кажется, не случилось. Стоит попробовать сменить специалиста.

Что я могу порекомендовать уже сегодня?
Учитесь технике контейнирования эмоций. Суть её в нескольких шагах:
1. Назвать чувства. Дело в том, что там, где есть телесные проживание, там нет осознанности. Ребенок просто что-то чувствует и не понимает что это. Как если бы вдруг почувствовали новую боль, которой раньше никогда не было. Представьте, как страшно будет. Ребенку так каждый раз, когда случаются эмоции. Итак, ваша задача назвать: "Кажется, ты сейчас боишься" или "Тебе сейчас страшно?". Если не знаете, что с ней, то говорите: "Кажется, что-то происходит" или "Вижу, много чувств".

2. Легализация. Это важный этап для того, чтобы ребёнок смог чувствам дать выход. Говорите примерно следующее: "Понимаю, у меня тоже так бывает" или "Любой бы на твоём месте боялся" или "Это нормально, я с тобой". Здесь же можно рассказать историю из своей жизни. Если девочке будет интересно, конечно. Такой рассказ поможет перестать ощущать себя одинокой и своих переживаниях.

3. Поиск решения. Иногда достаточно просто дать ребёнку вам пожаловаться. Не решать её проблемы. Не советовать. А просто слушать. Иногда можно вместе подумать, какие есть пути решения. Иногда взять на себя роль защитника. В любом случае важно помнить - это жизнь вашей дочери. То, как она с ней обходится - её зона ответственности. Поэтому она имеет право сама решать, где нужна ваша инициатива, а где нет.

А что касается перевода в другую школу - я бы не была столь категорична (что не поможет). Но да, если девочку не поддержать новыми навыками, она и в новой школе окажется в подобной ситуации. Поэтому сначала набираемся ресурса (смелости, решительности и пр.) и только потом, если ваша дочь сама этого захочет, можно принимать кардинальные меры. А пока можно рассмотреть третий вариант: минимизировать посещение только для необходимого и учить самостоятельно учиться, чтобы не было потребности в вас, если она захочет на домашнее обучение.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»