Вопрос специалисту

Дочь делает что-то только после наказания

Дочь делает что-то только после наказания

Ребёнок девочка 8 лет 2-й класс. При выполнении каких-либо обязанностей трудно заставить начать, а иногда продолжить работу. Доходит до ругани и наказания вплоть до физического, после чего успокаивается и становится исполнительной и ласковой. Как избежать таких конфронтаций? 

Александр

Александр, здравствуйте.

В ситуации, когда ребенок начинает что-то делать только в ситуации острого конфликта и даже физического насилия, крайне опасны. Вот основные причины: ребенок не чувствует себя в безопасности дома, с самыми близкими людьми, это формирует ряд сложностей взаимодействия с миром. Для вашей дочери теперь вполне нормально, что ее бьют и есть большой шанс того, что она найдет такого мужа, деспотичного начальника и так далее. Кроме того, ребенок «слышит» ваши действия, как «ты и твое здоровье для меня не ценны. Для меня ценнее оценки/политые цветы/ мнение соседей, чем твое состояние». Такой выросший ребенок всю жизнь потом старается заслужить свое право на существование. И относительно вашего вопроса: девочка не становится послушной, она выживает. Она бережет свою целостность, свое «я» и ради этого предает себя, свои потребности и желания, лишь бы выжить в собственной семье. Но все это можно компенсировать, начав вам работу над собой.

Для начала верните ребенку право хотеть. Она может отличаться от вас и не соответствовать вашим ожиданиям. Ваша дочь имеет право говорить «нет». Даже вам. Даже учителям. Это ее врожденное право. Вы – это вы, а она – это она. Вы отличны. И задача взрослого учить договариваться и принимать.

Теперь к частной задачи. Создайте условия, в которых ребенок будет не выполнять приказ, а желать делать. Это благоприятная атмосфера, просьба, договоренности, прозрачные и предельно понятные правила. Ребенок должен знать заранее, чего вы от нее ждете. В каких размерах, сроках и какие ее ждут санкции. Обратите внимание, что санкции – это соизмеримый ответ, четкое правило, которое оговорено ранее и применяются они по отношению к каждому члену договора. Например, кто нарушил правило, тот моет посуду за всеми неделю. Наказание же дается неожиданно и «сверху вниз». Например, отец может ударить сына по губам за мат, но сам за рулем ругается. Научитесь слышать ее и говорить о своих чувствах. В этом помогут «я сообщения» и техника активного слушания.

Вам теперь будет непросто перестроить систему, но очень важно сделать это сейчас. Ребенок, который пережил физическое насилие, не чуток к мягким воздействиям и демократии в семье. Она будет провоцировать, изучать вас, «испытывать на прочность». И это нормально. Ребенок вам не доверяет (бессознательно, конечно), она должна убедиться в том, что вы безопасный человек.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»