Вопрос специалисту

Дочь очень избирательна в еде

Дочь очень избирательна в еде

Здравствуйте. У меня дочь, ей 4,5 года. Проблема наша в том, что она очень избирательна в еде в плане общего стола. Либо отказывается, либо ест, но бульоны от супа. Не хочет даже пробовать ни овощи, ни мясо. Фрукты ест, но всего 3-4 вида. Очень переживаем по этому поводу. Приучаем, предлагаем по режиму, который прописали. Не хочешь есть - ходи голодная. Через какое-то время начинает просить еду, но только в виде супа и ничего другого. Мы переживаем, что у нее могут начаться проблемы с пищеварением. Подскажите, что нам делать?

Здравствуйте. Первое, что нужно принять - это мысль о том, что питание - это физиологический (естественный) процесс. И задача родителей обеспечить возможность принятия пищи и безопасность в этом процессе. Остальные части процесса могут быть в зоне ответственности ребенка. Например, сколько и когда есть. Слышу ваши опасения по поводу здорового рациона. Здесь важно обеспечить пример и возможность ребенку это взять, когда появится интерес.


Слышу, что вам назначили режим. Я не знаю, чем руководствовался тот специалист, спорить не буду. Но хочу обосновать свою точку зрения. Как я уже говорила, питание - это потребность. И там, где есть жёсткие правила извне, есть опасность перевести ответственность за этот процесс от ребёнка к родителю. В какой-то момент есть риск получить последствия в том, что ребенок не знает, как ощущается голод (путают с болью в животе часто), не умеет отличать голод от жажды, ребенок ест потому что пришло время, а не появилась потребность. Все это база для нарушений пищевого поведения. 

Поэтому я бы просила сделать следующее: 

- обеспечить лёгкий доступ к продуктам, которые можно есть и тяжёлый к тем, которые стоит ограничивать (например, конфеты). Можно поставить тарелку с ассорти, положить туда фрукты, ягоды, овощи итд и пусть стоит до тех пор, пока не вызовет у ребёнка интерес. Не нужно её показывать, рекламировать и предлагать. Только о обеспечить. Было бы хорошо, если бы она была красивой и как-то интересно оформлена. 

- если вопрос режима не обусловлен медицинскими показаниями, попробуйте довериться ребенку и дать возможность есть, когда захочется. Первое время будет все как будто хуже. Потому что ребенок заново учится себя чувствовать и нарабатывает навык. Ошибки - это нормально. Но потом станет заметно проще. Для облегчения задачи ребенку, предлагаю называть её состояния: когда просит еды, говорить "ты голодная", когда долго не ела "возможно ты голодная", когда только что поела "ты сыта". Постепенно ребенок будет связывать ощущения в теле и то, как это вы называете.

 - привлекайте к процессу приготовления пищи. Только процесс. Пусть будет весело и интересно. Пробовать не предлагайте. Пусть родится желание само.

 - когда чувствуете тревогу, постарайтесь расслабиться. Например, можно начать себя поглаживать, чтобы вернуть ощущения в теле. Или можете расширять восприятие: сядьте удобно и начните слушать звуки вокруг вас. Найдите приятный и побудьте с ним. Потом следующий. И так 3-4 звука. Потом так же ищите то, на что приятно смотреть. Потом то, что приятно к телу. Это вас успокоит. Дело в том, что чем больше напряжения со стороны родителей, тем страшнее ребенку пробовать. Если утрировать, то ребёнок думает: "ну если маме с папой страшно, то это точно что-то опасное". Поэтому сначала помогаете себе справиться с эмоциями, потом все остальное. 

- стоит исключить проблемы со здоровьем. Рекомендую проконсультироваться с гастроэнтерологом. Ну и стоит исключить психотравму. Возможно, был некий травматичный опыт. Например, если какое-то время приходится насильно давать лекарства ребенку. Со временем он думает, что все, что вы предлагаете, горькое и неприятное. В этом случае важно работать с эмоцией. И тогда я рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»