Проблемы с принятием своего тела

09.04.2020

Добрый день. У моей дочери проблемы с принятием себя и своего тела. Начались несколько лет назад. Первые разы, когда я могу вспомнить примерно 3 года назад. Мы лечили ей аллергию, и она временно жила у бабушки в деревне около полугода. Я понимаю, что ей не хватало родителей, виделись мы очень редко. Тогда она начала бить себя. Примерно полтора года назад она начала резать себе руки, то скрепкой, то канцелярским ножом. Потом я узнала, что она режет рёбра. Остаются царапины и шрамы. Сейчас она заявила, что ей не нравится её тело, что она толстая, хотя объективно она отлично выглядит. И теперь будет голодать. Я ей не разрешаю и голодать и всегда предлагаю еду. Пока ест, но ограничивает себя в количествах приемов пищи. Когда ест, ненавидит себя. До карантина ходила к психологу примерно пару месяцев. Сейчас всё обострилось. Хотя живём в доме, на улицу почти не выходит. Увлекается рисованием, играет на укулеле и барабанах. Но очень много времени проводит в телефоне. У неё там онлайн друзья. Как мне реагировать на её голодовку?

Оксана

Оксана, здравствуйте.

Я настоятельно рекомендую восстановить общение ребенка с психологом. Если это невозможно по каким-то причинам, рассмотрите возможность консультаций у другого специалиста. Понимаю, что очные встречи пока невозможны. Пусть будут онлайн. Но будут. На всякий случай даю вам список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/ Грамотный специалист увидит причину.

Для подростков характерно особое внимание к своему телу. Все дело в том, что тело претерпевает большие изменения, гормональный фон активно перестраивается. Все это влечет за собой колоссальный стресс. А при условии, что среда подростков крайне агрессивна, ребенку особенно тяжело. Тут важна поддержка и опора со стороны близких.

Понимаю, что тяжело поддерживать голодание. Да и не стоит этого делать. Просто не противопоставляйте себя ребенку, не спорьте, не обесценивайте ее решений. Согласитесь не с тем, что надо худеть, а с тем, что хорошо бы правильно питаться. Скажите, что тоже хотите. Читайте литературу на этот счет, изучайте новые рецепты. Пробуйте новые продукты и учитесь считать калории. Тем самым вы покажете на своем примере то, как нужно следить за собой и как оставаться при этом здоровой.

По поводу самоповреждения я рекомендую обратиться за консультацией к детскому психиатру. Это поможет исключить некоторые расстройства физиологического порядка. В противном случае ребенку нужна медикаментозная помощь. А уже после того, как будет снято острое состояние, нужны будут сессии с психологом.

Вместе с тем, рекомендую обратить внимание на то, как в семье принято проживать так называемые социально неприемлемые эмоции (злость, гнев, ревность и т.д.). Учитесь сами разнообразию реакций и учите этому девочку. У ребенка должен быть целый спектр реакций. С вашей стороны должна быть полная легализация всех состояний и чувств. Нужно уметь ловить те эмоции, которые ребенок проживает с помощью самоповреждения и помогать с ними справляться. Рекомендую использовать технику контейнирования эмоций.

Очень важно, чтобы девочка сама хотела избавиться от потребности уничтожать себя. Если мотивация уже сформирована, попросите девочку вести дневник чувств. В первой графе нужно написать ситуацию, во второй – эмоции, которые она вызвала. В третьей – те реакции, которые стоило бы продемонстрировать. Писать нужно каждый день. Разобрать нужно минимум три ситуации. Это даст возможность осознавать свои состояния и приучит мозг искать новые пути решения.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад