Здравствуйте. Дочери 15 лет, учится в 9 классе. В прошлом году мы по семейным обстоятельствам переехали в другой город, и, соответственно, она перешла в другую школу и класс.
Здравствуйте!
Я очень сочувствую вашей ситуации! Сейчас общаться с девочкой, похоже, непросто. И повлиять на неё не получается. А отсутствие поддержки со стороны мужа вряд ли делает ситуацию легче.
Самое первое, что мне важно сказать: я очень сильно сомневаюсь, что вы виноваты в том, что происходит. Сейчас на вас лежит много ответственности, чтобы собраться и начать действовать, чтобы изменить происходящее с ребёнком. Но то, почему ваша дочка не хочет учиться, почему у неё нет интереса – это результат большого количества факторов.
Иногда нам как родителям хочется верить, что от нас многое зависит в жизни детей. Но чем ребёнок старше, тем больше сторонних процессов/людей/событий сказываются на развитии. Когда мы говорим о подростке, здесь подключаются и сверстники, и социальное окружение (педагоги, родственники), и гормональные изменения, и генетически заложенные особенности.
Поэтому: нет, во всём виноваты не вы.
Но важно посмотреть, что сейчас можно сделать. А для этого я бы предложила вам обратить внимание на два момента, они очень бросаются в глаза в вашем сообщении:
1. Переезд в другой город.
Если я правильно понимаю, интерес к школе у вашей дочки пропал примерно после переезда (во всяком случае, стал очевидно снижаться). А значит, у этого был «пусковой механизм»: какая-то ситуация, которая воспринималась сложно и продолжалась длительное время.
В подростковом возрасте ведущая деятельность ребёнка с учебной потихоньку переходит в область отношений. То есть лет до 15-17 ребёнок ходит в школу не столько учиться (как бы нам того ни хотелось), сколько общаться. И если в какой-то момент с общением возникают сложности: новый коллектив, в котором никак не удаётся адаптироваться, отсутствие друзей, насмешки или травля, - всё это сильно сказывается на обучении. Подросток может перестать ходить в школу, потому что там ему мучительно плохо.
Важно посмотреть, почему ваша девочка начала учиться всё хуже и хуже, пока окончательно не отвернулась от обучения. Что с ней происходило последние 2 года? Как она переживала переезд? Знаете ли вы друзей девочки? Знаете ли, что происходит в её жизни?
И здесь важно не идти и не допрашивать ребёнка, так мало что получится узнать.
Важно по чуть-чуть интересоваться жизнью девочки, доброжелательно, во время совместных походов куда-то, во время семейных вечером. Без критики, без осуждения, без нотаций по поводу школы. Просто исследовать то, что сейчас происходит с ребёнком.
Это нужно, потому что, судя по всему, с вашей дочкой сейчас происходит что-то мучительное. Она вряд ли чувствует себя легко и радостно. Сейчас критически необходимо, чтобы вы обратили на неё своё внимание вне вопроса обучения.
2. Ваша дочка говорит, что не доживёт до момента, когда нужно будет кем-то становиться, выбирать профессию.
На данный момент, судя из вашего письма, это звучит опасно. Я рекомендую не пропускать такие слова ребёнка мимо ушей. Как минимум, потому что это крик о помощи. Как максимум, потому что это может быть проявлением повышенного суицидального риска.
Важно вновь: не осуждать, не причитать, что так говорить нельзя, не кричать на ребёнка. Важно разбираться, что происходит с девочкой.
В идеале – вместе со специалистом. Потому что есть риск, что сейчас доверие в семье подорвано (из-за каких-то сложностей в отношениях, плюс, для подросткового возраста, в целом, характерно отдаление от родителей), а без доверия узнать ребёнка ближе может быть трудно.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Обратитесь, пожалуйста, за очной помощью. Это крайне нужно и вам, и вашей девочке.
Очень верю в то, что у вас всё получится.
Всего вам доброго!