Вопрос специалисту

Дочь хочет перейти на семейное обучение

Дочь хочет перейти на семейное обучение

Здравствуйте! Дочка учится в девятом классе. Хочет перейти на домашнее обучение, хоть и осталось всего шесть месяцев доучиться. До пандемии тоже закатывала по этому поводу истерики. Потом была дистанционка, а сейчас опять в школе учится. Учеба ей даётся очень тяжело, особенно математика. 


Друзей, подруг у нее просто нет. Раньше, класса до шестого, они ещё были, а потом и их не стало. Очень нелюдима, так она и говорит про себя, что она интроверт, а людей ненавидит, они жестокие, злые и глупые. Конкретики вообще никакой не даёт, хотя бы один пример, что случилось. Говорит, что её не гнобят в классе, не обзывают, просто сторонятся её, а она их. 

Очень боится при этом малейших насмешек в ее сторону, зависима от чужого мнения, не любит выступать у доски перед всем классом. Раньше была навязчива к своим подругам, хотела иметь очень много друзей. 

Сейчас всё наоборот. Очень болезненно воспринимает любую критику. Боится заводить дружбу, так как считает, что её опять каким-то образом предадут, сделают больно, снова начнут не обращать на нее внимания. Кем хочет стать в жизни, конечно же, не знает, ведь людей она терпеть не может и боится. Как мне помочь своему ребенку, подскажите, пожалуйста.

Здравствуйте. 
Слышу, что вы много о своем ребенке знаете, но как будто все внимание нацелено на негатив, недостатки и слабые части. А где вторая сторона вопроса? Причём я не только о сильных сторонах, но и о том, что есть полезного в тех качествах, которые вы уже назвали. Ведь любая наша черта несёт в себе ресурс. Например, тревога позволяет проверять наше окружение на безопасность. Интроверты ровно такие же люди, как экстраверты, ничем не хуже и не лучше. Просто им нужно больше личного пространства. 

Слышу, что нет контакта с одноклассниками. Но и это нормально. Группа детей собрана искусственно. И вполне себе объяснимо то, что кто-то не нашёл себе человека по вкусу и интересам. Это как рабочий коллектив или длительная поездка в поезде. Может повезёт, и вы встретите человека по душе, а может и нет. Просто экстраверт способен на поверхностное общение, а интроверт скорее выберет одиночество. 

И тогда вопрос: а зачем помогать ребёнку? Какая необходимость? И почему вы отрицаете тот способ, который предлагает сама девочка? Семейное образование или домашнее обучение (разные, но схожие способы) вполне неплохая альтернатива в сложившейся ситуации. Но кажется, у вас есть другое мнение на этот счёт. Предлагаю поискать свои убеждения в этом месте и подвергнуть их самокритике.

Я бы хотела обратить внимание на очень простую, но важную вещь: у нас нет задачи исправлять себя или других. Наша задача - узнать себя и найти способы это применять в жизни или адаптировать к ней. Например, тот же страх может парализовать, а может помочь находить опасность во внешней среде. Злость может разрушать, а может давать ресурс на самозащиту в ситуации, например, опасности. Можно разочароваться в контактах, а можно признать неудачу здесь и пойти искать их, находить другом месте (например, пойти на секцию, где будут общие интересы). 

Но тут важно, что чтобы ребёнок мог адаптироваться, ему нужно иметь пример перед глазами. И тогда обратите внимание на себя: а как вы преодолеваете сложности? А как вы проживаете страх, неудачи, разочарование? А как вы строите контакты? Наблюдая за собой, вы сможете глубже понимать свою дочь.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»