Вопрос специалисту

Дочь отказывается ходить в музыкальную школу

Дочь отказывается ходить в музыкальную школу

Добрый день! Моя дочь (13 лет) два года занималась в музыкальной школе по классу акустической гитары. Один раз мы сменили педагога, потому что первый нам показался необщительным, непонятно объяснял. Новый педагог молодой, активный, также ведет занятия частным образом отдельно от программы. И вот дочь увидела, что там приходили подростки на занятия по электрогитаре платно. Загорелась этим, поняла, что при наличии денег можно избежать скучных уроков по сольфеджио и оркестру. Теперь отказывается ходить в музыкальную школу на традиционную программу. Есть также бабушка и дедушка, которые были шокированы таким заявлением. Они бы очень хотели, чтобы внучка отучилась, как положено. Они боятся, что такое бросание войдет у ребенка в привычку (бросаем не первый кружок).Теперь это у нас семейный конфликт. Мы потеряли все покой и сон. Что делать, как быть?

Здравствуйте. В России очень высокий уровень требований к детям. У них есть сроки, обязательства, окружение от них всегда чего-то требует: навыков, умений, знаний. В этой бесконечной гонке ребенку так сложно услышать себя. И здесь появляется родительская фигура, которая защищает, создаёт безопасное пространство, в котором можно экспериментировать, пробовать, ошибаться, возвращаться. Ведь приверженность одному делу, целеустремлённость, верность в деле - это результат множества проб, ошибок и новых выборов. 


Мы хотим, чтобы дети сразу поняли (как говорят, на берегу) хотят они заниматься тем или иным хобби или нет. Но это невозможно. Можно только пробовать. А потом принимать для себя решение в моменте: хочу дальше или нет. И так каждый день. Цикл примерно такой: гипотеза, эксперимент, сверка, новая гипотеза. И это нормально. А уж при условии, что есть потребность в организации процесса, а само дело останется, то вовсе - вопрос личных предпочтений. Не более того.

И история про то, что надо так, как "положено" очень сомнительная. Во-первых, нет никаких норм, правил, золотых стандартов. У каждого свои "так положено". И каждый свято верит именно в свою версию. И это нормально. Другой вопрос: допускаем ли мы, что у другие люди имеют право на отличную точку зрения, позволяем мы быть нашим детям быть другими/быть собой, видим ли мы все разнообразие мира и так далее. Старшее поколение не изменить. Это их философия. Они с ней всю жизнь прошли. Когда-то им это очень помогало в жизни. Сейчас другое время, новые правила, ценности, условия жизни. Если раньше нужно было выживать и прятаться, то сейчас запрос на гибких, смелых, творческих. И тут важно вам вернуть свою родительскую позицию. До исполнения вашему ребёнку 18-ти лет вы несёте за неё финансовую и юридическую ответственность (как минимум). А тот, кто несет ответственность, тот и решение принимает. 

Другой вопрос, что музыкальная школа - это не вопрос жизни и смерти (та плоскость, где компетенция родителя), а скорее хобби. И тогда я бы рекомендовала уже делегировать эту сферу жизни в ответственность самому ребенку. Это может быть её выбор и её ответственность. Вопрос осложняется только тем, что занятия будут платными. Но если вы готовы безвозмездно оплачивать (не ожидая от ребёнка побед, успехов, длительного увлечения и тд), то вполне может быть. Если же готовы оплачивать только при определённых условиях, то о них важно договориться "на берегу". В любом случае, мнение бабушек и дедушек можно услышать, а вот принимать его во внимание или нет - компетенция ваша и/или ребенка.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»