Вопрос специалисту

Дочь меня не слушается

Дочь меня не слушается

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, научите, как поступать в сложных ситуациях. Дочь меня вообще не слушается, ни дома и ни на людях, делает что хочет, ведет себя неправильно, а на мои просьбы либо требования делает все наоборот, может даже ударить... Заранее благодарна.

Марина

Здравствуйте, Марина.

Постарайтесь пересмотреть свои ожидания к ребенку с пересчетом на ее возраст. Дело в том, что в данном возрасте еще не сформированы навыки саморегуляции. Ребенку все еще сложно управлять своими эмоциями. Часто нет необходимой осознанности, рефлексии и нет необходимых навыков для того, чтобы проявить свои состояния социально приемлемым способом. Научить этому – ваша задача.

Постарайтесь меньше ограничивать, запрещать, говорить «нельзя». «Нельзя» должно быть только то, что нельзя никогда. Например, выбегать на дорогу. А остальное можно, но иначе. Например, снимать платье на людях нельзя, а дома можно. Поэтому, ваша задача обучить контексту и пониманию условий, в которых находится ребенок. Ни для кого не секрет, что ребенок, прежде всего, повторяет своих родителей. Показывайте то, что вы ждете от своего ребенка.

Постарайтесь не оценивать поведение ребенка, как «неправильное». Само понятие «норма» очень относительное. У каждого есть свое понимание нормы и способов поведения должно быть несколько. Предлагайте варианты и позвольте ребенку отрабатывать эти навыки. Если вы один раз сказали, что кошку нужно гладить, этого недостаточно для того, чтобы уметь это делать. Необходимо взять ручку девочки и неоднократно погладить ей кошку. И да, ваши требования и правила должны быть очень понятными.

Требование «нельзя ругаться с детьми» - очень сложное. Во-первых, непонятно, что такое «ругаться». Во-вторых, действительно ли никогда нельзя это делать? А если ее обижают? А что тогда можно? Поэтому, ваша задача объяснить простыми предложениями, что вы ждете от своего ребенка. Например, заходя в группу нужно поздороваться с детьми. Или если тебе дали игрушку, говори «спасибо».

Обсуждайте все ситуации с ребенком. Объясняйте, почему вы просите то или иное поведение. Поощряйте ожидаемые реакции с помощью объятий, подбадриваний и поцелуев.

Агрессивность и негативизм могут быть связаны с кризисом трех лет. Дело в том, что ребенок к этому возрасту осознает себя как самостоятельную личность, происходит сепарация от мамы. Раньше ребенок осознавал себя как единое целое с мамой, а теперь ему нужно научиться себя чувствовать, осознавать свои потребности и справляться с ними. Все это вызывает стресс и именно поэтому возникают эмоциональные нестабильные реакции.

Чаще используйте технику контейнирования эмоций. Обращайте внимание ребенка на то, что он чувствует. Говорите, что чувствуете вы. Помогайте понимать ваши эмоции и вместе ищите способы их отреагировать. Например, злость можно прорычать или прокричать, а вот усталость стоит снимать с помощью сна. Развитый ваш эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка помогут справиться с подобными ситуациями.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»