Доброго времени суток! Мне 24 года. Я замужем. У нас есть дочь. Я в отчаянии. От того, что дочь не говорит осознанные слова, только лепет. В отчаянии от того, что не получается завлечь ее какими-нибудь занятиями (посмотреть книжку, картинки); лепить; катать машинку; рисовать. Отбирает и выкидывает карточки-картинки (овощи/фрукты и тп). Как будто ей это неинтересно.
Не знаю, как объяснять, что рвать не нужно. Нужно листать. Кидать не нужно и тп. А я как взрослая переживаю, что ее ровесники во многом преуспевают. Помогите, пожалуйста, посоветуете, какую мне литературу почитать; с чего начать, чтобы ребенок начал со мной взаимодействовать? У меня руки просто опускаются.
Здравствуйте.
Слышу, как вы взволнованы. Мне очень жаль, что вам непросто сейчас. Однако из вашего письма нет понимания, есть основания для беспокойства или нет. Дело в том, что буквально все то, что вы описываете может оказаться нормой, а может сигнализировать о некоторых особенностях. Но о патологии сейчас речи точно нет.
Вообще, довольно много факторов влияет на те или иные процессы. Например, для ребенка в 1,4 игра с карточками не по возрасту. И нормально, что ребенок отказывается от этого вида деятельности. Книги и рисование тоже. А вот если малышка не повторяет за вами совсем, расфокусирована во взгляде и не проявляет интерес совсем ни к чему, то это может быть поводов для беспокойства.
Лепетать в этом возрасте тоже нормально. Современные нормы развития речи сдвинуты вперёд. Но к этому возрасту ребенок уже может реагировать на свое имя. Это говорит о понимании обращенной устной речи.
Я рекомендую вам обратиться к нейропсихологу за диагностикой. Специалист сможет выяснить, есть ли тревожные сигналы, и если есть, то как с ними работать.
Тут же важно отметить, что тревога мамы - это то, что скорее препятствует развитию ребёнка, чем способствует ему. Дело в том, что тревога поднимает уровень гормона стресса. Тем самым снижает ряд когнитивных функций. Ребенок в этом возрасте сонастроен с матерью. Поэтому реагирует тем же. Это обусловлено эволюцией: мама взрослая, она выжила, буду делать так же, чтобы тоже выжить.
Поэтому предлагаю вам заняться и своим психологическим здоровьем. Это позволит создавать безопасные условия и здоровые отношения, в которых дочь сможет обучаться.
В целом важно помнить, что сейчас в жизни ребёнка возраст, когда важно работать с сенсо-моторной интеграцией (двигаться, трогать разные поверхности, играть со свойствами предметов, водой, песком и пр.).
Дело в том, что психика ребёнка незрелая. Всему свое время. Например, сейчас время, когда формируется злость. И бросать, защищаться, кричать и пр - возрастная норма. Так, например, чтобы полистать книгу аккуратно, нужно уметь управлять своей силой, знать, как приложить усилия и как расслабиться, чтобы не травмировать листочки. Поэтому сейчас предлагаю вам поиграть с этим: играть с губкой и водой, мять пластилин, тянуть канат, бадаться и пр. Чтобы познать силу и владеть ею.
Пропуская этап движения, формируется разрыв в процессах. И потом ребенок может, например, считать, но не может соизмерять. Потому что чтобы соизмерить, нужно скачала познать свое тело (примерно так: я знаю, какого я размера, я смотрю на что-то и понимаю, что относительно меня это большое).
Кроме того, я предлагаю вам поразмышлять, зачем вы сравниваете своего ребёнка с другими, какие цели ставите перед воспитанием, и видите ли вы за всем этим свою дочь (с её желаниями, интересами, возможностями, чувствами, сильными и слабыми сторонами).
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»