Вопрос специалисту

Дочь не хочет учиться.

Дочь не хочет учиться.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как необходимо поступить: дочке 12 лет, учится очень тяжело — нет желания. Обещает, что вот-вот начнет стараться, но на словах, хочет самостоятельно готовить уроки — в итоге двойки. Ведёт себя агрессивно и по отношению к сверстникам в классе, и к родителям. Случались драки, мальчику синяк поставила. Очень подвержена влиянию телефона, забрать не знаю как — агрессия, вспышки гнева. Всего сразу не рассказать. К школьному психологу не идёт на беседу, отказывается. Посещает музыкальную школу, не занимается, но ходит, так как нравится общение именно там. Есть сестра-двойняшка, но контакта у них практически нет: считает сестру не модной, ботанкой. Ничем дома не занимается, ленива. Заставлять надо практически всегда. Как быть, подскажите, пожалуйста! Спасибо.

Анна

Уважаемая Анна.

Понимаю, что вас как мать огорчает поведение дочки, ее низкий интерес к учебе. Тут следует разобраться, с чем связано то, что ей не нравится учиться. Ведь мотивация возникает только там, где человек испытывает интерес. Но и интерес в свою очередь зависит от того, насколько хорошо человек понимает то, что он делает. Порой бывает, что ребенок пропускает занятия, отстает от программы и утрачивает интерес к учебе: ему многое непонятно, наверстать он не рассчитывает и не испытывает драйва, самоуважения в учебе. Подумайте, в какой увлекательной, интересной форме можно ребенку подать материал либо учебный, либо связанный с образованием. Это могут быть компьютерные игры по математике, физике или химии, интересные книги современных писателей, которые ребята сами с интересом читают (да и я, признаться, тоже):

Судя по тому, что дочь обзывает сестру ботанкой, у нее невысокий престиж учебы. И тут хорошо бы понять, с чем это связано. Возможно, она не чувствует своих возможностей, способностей, понимает, что не дотягивает, и потому обесценивает значимость учебы и ее результатов в своей жизни. Это такой психологический ход, если нам кажется, что что-то недоступно, мы порой это для себя обесцениваем, выводим из поля значимости, либо вообще – наделяем негативными качествами.

Еще очень часто бывает, что сестер или братьев сравнивают между собой, и если сравнение происходит не в пользу «неуспевающей» дочери, это может вызывать агрессию и уход в себя, замкнутость, желание противопоставить себя ей. Кстати, поскольку у вас девочки-двойняшки, вполне очевидно, что таким противопоставлением дочь подчеркивает свое отличие, что она – не сестра, как-бы отвоевывая, подтверждая право на свою собственную жизнь. Это часто случается у сестер-братьев.

Что тут может помочь: избегать сравнений. Это в принципе полезно, и не только в семье, а особенно – когда двойняшки. Сравнивать достижения ребенка можно только с ним самим, подмечать все сколь угодно малые успехи и стараться избегать обвинений из разряда «а вот в прошлом году ты учился лучше». Если ребенок «съехал», подметьте, что успеваемость снизилась и узнайте у него, что на его взгляд ему может помочь, предложите свою помощь.

Не поленитесь записывать успехи ребенка – лучше завести специальный дневник; постепенно вы увидите его в другом свете, а дети часто подыгрывают нам: меняются в соответствии с тем, какими мы их видим, что мы от них ожидаем – на этом строится адаптация. Делайте то же самое про себя – вечером выпишите порядка 10 своих достижений, любых. Вплоть до «убрала кровать». Так вы научитесь их замечать. Записали – перечитайте. Если дочь будет делать то же самое – вы увидите, как вырастет ее мотивация. Это постепенный процесс, но только через положительное подкрепление наших действий, результатов «я-молодец», причем полученных не извне, не только от учителя или взрослого, а от себя самого, мы создаем свой интерес к жизни, появляется желание действовать, созидать и творить: из точки самоуважения, самопринятия и уверенности. Поощряйте себя и детей.

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»