Вопрос специалисту

Дочь не может адаптироваться в колледже

Дочь не может адаптироваться в колледже

Добрый день, дочка после 9 класса поступила учится в художественный колледж. Девочка очень домашняя, малообщительная, в школе в классе общалась со всеми детками, проблем не было, но близкой была всего одна подруга - она осталась в 10 классе. Учится хорошо. В колледже группа маленькая - 10 человек и все приезжие, из нашего города только она и мальчик, но детки разного возраста кто-то после 9, кто-то после 11 класса, живут в общежитие. 


С поступлением в колледж у нас возникла проблема с адаптацией, которая как-то уже затянулась. Дети в группе плохо идут на контакт с дочкой, почему она объяснить не может: она подходит начинает с ними разговаривать, а они иногда просто игнорируют. Я все понимаю, ребята в общежитии вместе живут, у них сложилась, может, компания своя, но дочка очень переживает, что с ней не хотят общаться - ей одиноко и морально тяжело. 

Учителя теперь другие, соответственно, да и отношение другое - уже не школа, я-то это все понимаю и ей объясняю, но по поводу учителей она тоже очень сильно переживает, что некоторые очень строго к неё относятся, иногда не объясняют, если она не поняла, ругаются- на одном уроке у неё не получалось включить прибор. 

В итоге у неё из-за всего этого сильная тревожность к занятиям. Вижу как она каждый вечер переживает о следующем дне занятий, разговариваю с ней, пытаюсь её утешить, настроить на учебу. Во второй четверти она вроде успокоилась, погрузилась с головой в подготовку к экзаменам, я уж думала, все наладилось, но сейчас опять всплыла эта тревожность. Выбранное направление - творческое, это её - её очень нравиться, это видно, она вечерами сидит то рисует, то творит свои работы, с удовольствием их показывает и описывает. Но атмосфера отношений в группе с ребятами её тяготит. 

Спрашиваю, может - обижают, говорит, что не обижают, но и не общаются почему-то. Она у меня малообщительная, домашняя девочка, я , конечно, понимаю, что может быть причина не общения и в ней самой. Но как ей помочь не знаю. Посоветуйте, как быть в данной ситуации. Очень переживаю, что все её переживания приведут к депрессии и нежеланию учится.

Здравствуйте.
Слышу много чувств. Кажется, в данной ситуации сложно не только вашей дочери, но вам самой. Узнаю тревогу и страх, растерянность и бессилие, грусть и разочарование. Все эти эмоции я предлагаю не только найти у себя, но и назвать дочери. Возможно что-то из этого списка вы узнаете, что-то добавите, а что-то не подойдёт вовсе. Так бывает. Но "сверку" сделать стоит.


Дело в том, что каждое наше чувство сигналит о некой потребности. Поэтому чтобы себе (и ребенку) помочь, нужно знать их все в лицо. Если обнаружить сложно, можно поискать в интернете готовые списки, так станет чуть легче. И уже потом искать действия, которые будут закрывать открытую потребность.
 
Например, если это страх, то речь о потери безопасности. Возникает это чувство, когда что-то очень большое или неизвестное. Соответственно, чтобы помочь испугавшемуся, необходимо получить больше информации и либо "увеличить" себя, либо сделать объект страха маленьким.

Как это происходит на деле?
Предположим, ваша дочь боится отвержения от кого-то конкретного (лидера). Тогда стоит эту фигуру сделать более известной (можно собрать информацию, познакомиться ближе). При этом стоит заметить в каких сферах ваша дочь сильна, где есть уверенность и устойчивость. А ещё разделить представление об этом человеке на то, что позиционируется в колледже и остальное. Так появятся силы и возможность сохранять баланс.

Мы можем испытывать более 20 различных эмоций. И каждая из них требует внимания к себе и возможности проявиться. Рассказать подробно о каждой, конечно, можно. Но есть сложность. Невозможно помочь ребёнку почувствовать что-то, что недоступно вам самой. Это как в любом другом деле, например,  я не могу помочь вам учить японский, я его не знаю. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ваша дочь уже достаточно взрослая, она может работать со специалистом самостоятельно. Но если вы и сами хотите научиться помогать ей, вам тоже стоит посещать психолога. Это позволит достигать взаимопонимания и улучшить качество отношений.
 
Кроме того, я бы хотела заметить процесс проявленности. Это наша базовая потребность и без неё невозможно стоить социальные контакты. Строится она на праве быть, на контакте со своими чувствами и на злости. Злость здесь выступает не как агрессивная энергия, а как просто сила. Опираясь на ваш рассказ, я подозреваю, что здесь тоже есть сложности. И тогда предлагаю учиться управлять злостью, оставаясь при этом в отношениях. Например, высказывать недовольство, жёстко говорить "нет", заявлять о своих желаниях. Попробуйте это сделать между вами и станет ясно, где девочка лишена возможности заявлять о себе. Это станет точкой роста. И, надеюсь, даст возможность изменить ситуацию.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»