Вопрос специалисту

Дочь не слушает меня совсем

Дочь не слушает меня совсем

Здравствуйте, многоуважаемые специалисты. У меня, наверняка, типичная для вас проблема. Моей дочке 1,3, и она меня не слушает совсем. Истерика, когда не хочет сидеть в стульчике, а хочет кружить с ложкой по комнате, раскидывая еду. Стучит ножкой у горшка, не садясь на него, и писает у дивана. Не ходит за ручку, сама себе велосипед. Пытаясь, что-то добиться от неё получаю сопротивление и истерику: плачь, топанье ножкой, выворачивается как червяк, кричит. Пытаюсь быть стороной и серьёзной, бесполезно. Хватает за лицо руками и кусается, отучаю, ругаю, говорю, что маме больно и так нельзя. Бесполезно. Раньше думала, что она маленькая и пока не понимает "нельзя", что позже я её научу. Но неужели я всё уже упустила? Как быть? С чего начать? Хочу, чтобы все было хорошо. Но не знаю, что делать. Жду с благодарностью.

Здравствуйте.
В этом возрасте ребёнок еще не способен выполнять подобные инструкции. Дело в том, что психика ребёнка еще не дозрела: процесс возбуждения превалирует над процессом торможения. Это значит, что как только возникает какой-то импульс, остановиться крайне сложно. И это нормально. Навыки саморегуляции появятся только после трех лет. А пока нужно учить ребенка понимать то, что происходит. Для этого нужно только называть происходящее: ты стоишь, ты играешь и т.д. Зеркалить нужно и факты, и эмоции. Сейчас ребенок чувствует только возбуждение, он не способен идентифицировать свои состояния, а значит, не может с ними справиться. Истерика - это естественный способ прожить чувства. Это норма для раннего возраста. Как только ребенок научится узнавать свои состояния и по-разному реагировать/проживать их, то и истерики перестанут быть такими нужными.
Кроме того, сейчас ребенок живет не столько опытом и ментальностями, как взрослый, сколько телом. Сейчас если ваша дочь злится, то злится она всем телом: и мимика, и жесты, и ноги/ руки идут в ход. Со временем появится опыт, реакции станут сдержанными. Но пока так.
Горшок еще не по возрасту. Пока учите ребенка только сидеть на разных поверхностях так, чтобы можно было расслабиться и довериться. Пусть это будут лавочки, пенечки, качели и т.д. Не требуйте пока самой цели, начните с начала.
Сопротивление может быть результатом завышенных требований к ребенку. Следите, как часто вы ограничиваете и как часто бывает "можно".
Про хватание за лицо. Ребенок еще не способен к сопереживанию. Это вновь требование не по возрасту. Вы можете пока только останавливать и говорить, что больно, но да, ждать эффекта пока рано. Но это не значит, что нужно забросить выстраивание границ. Когда-то она обязательно поймёт, что вам больно. Обязательно показывайте то, как проживаете подобные состояния вы сами. Например, если дочь злится, скажите: "Вижу, как ты сердишься, когда я не получаю то, что хочу, тоже очень злюсь. И тогда я отдаю ногами вот так". И топайте, пусть ребенок делает вместе с вами. Чем больше вы покажете реакций на одну эмоцию, тем адаптивнее будет ее психика.
Не бывает все хорошо. Постарайтесь снизить планку требований и собственных ожиданий. Разрешите себе ошибаться и не соответствовать картинке в голове. И разрешать дочери быть маленькой станет проще.

Ваша задача сейчас - легализовать ее эмоции и помочь с ними справиться. Но для этого и вы должны быть в ресурсе. Поэтому прошу не забывать о себе: сон, питание, отдых и т.д.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»