Вопрос специалисту

Дочь не учится, не слушается, уходит из дома

Дочь не учится, не слушается, уходит из дома

Добрый день. Моей дочери 16 лет. Д.р в январе. Не знаю, с какого времени всё началось, но мы стали всё реже и реже разговаривать. Просто сесть и поговорить случается крайне редко. Она неплохо училась в гимназии, но из-за того, что были доп.занятия. В общем не потянули и решили вместе с ней, чтобы закончить хотя бы худ.школу, перейти в обычную школу. Сначала всё вроде было хорошо. Но со временем появились друзья и компании, от которых как бы я и хитростью и много чем пыталась её отговорить. На примерах, на сравнениях и т.д. Вроде всё понимала. Но делает всё наоборот. Не учится. Пропускает школу. То голова болит, то живот или ещё что-нибудь, скатились на 50% до 3. Вечером вовремя домой не приходит. А начинаешь высказывать претензии, вообще уходит и ночует у подруг. Сегодня, после очередного неприхода домой, говорит, причём утвердительно, а не спрашивая разрешения, что пойдет на дачу жить. В детскую комнату милиции - стыдно позорить. Психолог поговорил, ни о чём. Скоро экзамены. Обстановка напряжена до предела. Я измотана морально до предела. Что делать?

Наталья

Здравствуйте, Наталья!

В Вашем письме обозначены несколько проблемных зон, над которыми нужно работать. Для начала Вам нужно стабилизировать свое психическое состояние, потому что человек в состоянии стресса не способен объективно оценивать ситуацию и принимать взвешенные решения. Уделите внимание своему телу, вспомните о своих хобби и т.д. Счастливая и здоровая мама – это залог психоэмоционального здоровья ребенка.

Стоит также обратить внимание на то, как часто Вы общаетесь с дочерью и на качества взаимодействий. Возможно, именно в нехватке контакта между вами и кроется причина ее поведения. Вам необходимо наладить отношения с девочкой, интересоваться ее жизнью, занять по отношению к ней позицию друга, не осуждать и не упрекать ее. Научитесь технике активного слушания, давайте советы только если дочь сама об этом попросит. Тогда дочь поймет, что психологически Вы для нее безопасны и принимаете ее такой, какая она есть.

Важно понимать, что Ваша дочь имеет право не соответствовать Вашим ожиданиям и жить так, как она считает нужным. С другой стороны, Вы все же можете повлиять на поведение дочери демонстрацией положительного примера. Кроме того, можно и нужно предложить ей альтернативу поведения и поощрить ее в тех действиях, которые Вы одобряете. Протест, запреты и наказания с Вашей стороны могут только обострить ваши отношения и привести к полной потере эмоционального контакта.

Ваша дочь вступила в подростковый период, для которого характерны не только гормональные перестройки, но и изменения социального характера, в том числе смещение авторитета с родителей на сверстников. Это естественный процесс, необходимый для личностного становления: сейчас ребенок учится устанавливать контакты, занимать позицию в обществе, пробует разные виды деятельности, чтобы в дальнейшем выбрать свой путь, и т.д. Именно поэтому друзья так важны для нее. Не стоит бороться с этим временным явлением, нужно уважать выбор дочери.

Школа также естественным образом уходит на второй план, позвольте дочери допускать ошибки, тратить время на то, что ей интересно. При правильном поведении с Вашей стороны она сможет вновь грамотно расставить приоритеты. Негативизм и протест – это нормальная реакция на стресс, связанный с изменениями гормонального фона. Важно не требовать от ребенка подчинения, а договариваться с ним и обязательно давать обратную связь по поступкам и эмоциональным реакциям ребенка. Без оценок личности. Например, не «ты плохая дочь», а «я люблю тебя, но этот поступок огорчил меня».

Сейчас Ваша дочь заново выстраивает личные границы и учится определять границы других людей, поэтому важно использовать технику контейнирования эмоций: называть эмоции ребенка и свои ответные чувства и предлагать способы реагирования (например: «давай вместе подумаем, как выйти из этой ситуации. Мы можем установить правила или ты можешь успокоить меня тем, что…»). Говорите «я-сообщениями», например, не «ты меня раздражаешь», а «я беспокоюсь за тебя» или «мне обидно». Так у Вас появится больше шансов быть услышанной, а ребенок будет стараться выстраивать с Вами более продуктивные диалоги.

Если консультация психолога не дала никакого эффекта, стоит обратиться к другому специалисту. Помните, что работа будет вестись не только с ребенком, а, главным образом, в системе родительско-детских отношений, то есть Вам тоже нужно будет многое в себе изменить. Найдите своего профессионала и результат не заставит себя ждать.

Удачи и всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Комментарии:
CAPTCHA