Дочь не может найти друзей в классе

Дочь не может найти друзей в классе

Дочь учится в 4-м классе и никак не может найти себе друзей. Часто жалуется, что ее в классе обижают, никто не хочет с ней садится или вставать в пару, на перемене все разговаривают друг с другом, а к ней не подходят. Пробовала подходить сама, одноклассники только смеются. Дочь у меня красивая девочка, кудрявая, даже многие учителя это отмечают, одета всегда хорошо, ходит на все платные мероприятия, все у нее есть, учится нормально. Не пойму причину для насмешек. Да, она стеснительная, но при этом очень хочет общаться, играть с одноклассниками. Как ей помочь? Предлагала перевести в другой класс-не хочет, нравится учитель, да и боится, что еще хуже будет. В нашем дворе у нее много друзей. Как быть, не знаю.

Айгуль

Айгуль, здравствуйте.

Судя по всему, вашей дочери проще оставаться в плену своих страхов, чем пойти на риск. И это не плохо и не хорошо. Это просто так есть. Возможно, кто-то из значимых взрослых транслирует такое поведение и ребенок его копирует. А может быть, речь о вторичных выгодах. Психика всегда выбирает самый действенный и простой способ получить желаемое. Что ей дает такое поведение? Возможно, речь о дополнительном внимании со стороны учителя, например. Или так можно оставаться вне конфликтов, которые могут быть в классе (нет друзей = нет рисков). Или вы покупаете что-то в качестве утешительного приза. Вполне возможно, что друзья в школе ей вовсе не нужны и она их хочет просто потому что так принято. Что-то наверняка есть. Вторичные выгоды почти точно неосознанное и понять их можно только при высоком уровне самосознания и/или с помощью психолога. Если решите обратиться за помощью к специалисту, на нашем Портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/

Также хочу обратить ваше внимание на то, как выстроены личные границы внутри семьи. Почему ваша дочь позволяет так с собой обращаться? Почему ее обижают? Это может быть история про треугольник Карпмана. Суть ее заключается в том, что есть три роли: агрессор, спасатель и жертва. И если кто-то играет рядом с вами одну из этих бессознательных ролей, то тем самым предлагает вам взять на себя какую-то из оставшихся. Так, если ваша дочь ведет себя как жертва, то рядом всегда найдется агрессор. В этом случае стоит учить ребенка принимать решения, делать осознанные выборы и нести за них ответственность.

Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите осознавать свои чувства и эмоции и реализовывать их безопасным способом для себя и других. Например, если ее обижают, он может сказать: «Не делай так, мне не нравится». Или пообещать, что примет меры, если это не прекратится. Главное – не угрожать, а действительно делать. Так агрессор поймет, что с вашей дочерью так нельзя и либо перестанет контактировать, либо научится уважать вашего ребенка.
А как дома можно проявить злость? Может ли ребенок дома сказать «нет»? Учите ли вы свою дочь быть «хорошей девочкой»? Если да, то скорее всего, она в плену этой установки. Ведь хорошие девочки не должны злиться. И тогда получается, что у ребенка нет инструментов для защиты. Поддержите ребенка, дайте опору и она справится с этой ситуацией. А в другом классе снова найдутся обидчики, если ребенок не научится защищаться.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»