Дочь очень испугалась неудачи на уроке

18.02.2020

Здравствуйте, дочке 6,9 лет. Сейчас она ходит в нулевой класс (класс предшкольной подготовки). Когда мы выпускались из сада, в карте психолога было отмечено, что ребенок неуверенный в себе, с заниженной самооценкой, со страхом ответить неправильно, боязнь чего-то нового. Поэтому мы специально выбирали педагога с мягким подходом к детям, доброжелательного и не авторитарного. На данном этапе (2,5 четверти учебы) ребенок адаптировался в школе хорошо, учитель хвалит, говорит, что на уроках руку поднимает, отвечает, с детьми ладит, где-то идет немного вперед в плане учебы (читает предложениями, одна из первых закончила пропись), не конфликтует, но медлительная очень во многом и стеснительная. Недавно разговорились с дочкой, и она описала такую ситуацию: вызвали к доске группой в 5 человек, заучивали стихотворение по мнемотаблице. Дочка говорит, что не поняла в полной степени, как это делать, и ей было очень сложно, не получилось. Сравнила себя с другими ребятами, у которых получилось (это моя ошибка, я раньше часто говорила ребенку, а вот другие детки быстро одеваются, и т. д. теперь не знаю, как исправить ситуацию). Говорит: "Я прямо вся задрожала, испугалась и не смогла ничего запомнить". Учитель не ругал. Но меня вот беспокоит такая ситуация, такая реакция ребенка. Что посоветуете сделать? Может, пора обратиться к школьному психологу? Если так, то что ей сказать? На что обратить внимание? Можем ли мы сделать что-то сами? Как помочь ребенку? В нулевом классе так негативно реагировать еще рановато, мне кажется. Заранее благодарю за ответ!

Татьяна

Татьяна, здравствуйте.

Чудесно, что вы так аккуратны к особенностям характера и темперамента своего ребенка. Это уже очень важно.

Давайте разбираться вместе. Неуверенность в себе – это ответ психики на обстоятельства жизни. Это сниженная самоценность, которую либо снизили силой родительской власти («как тебе не стыдно так себя вести», «маленькая еще хотеть, будешь носить то, что я надену», тут же физические наказания и т.д.), либо это бессознательное решение ребенка в ответ на стрессовую/ые ситуацию/ии. Например, когда родитель непоследователен в своих эмоциях. Ребенок не знает, когда и за что он будет наказан, а потому заранее боится наказания за любое свое действие.

И тогда важно работать в двух направлениях: менять поведение родителей, их послания ребенку и второе – помогать ребенку чувствовать себя, верить в свои силы и уметь удовлетворять свои потребности и защищаться.

Почти точно, что придется прорабатывать чувство вины, стыда и страха. Именно они лежат обычно в базе такого поведения у детей. Что можете сделать вы? Для начала научиться проживать эти чувства сами. Так и только так вы сможете показать ребенку выходы из этих состояний. Второе – помогать ребенку в осознании своих эмоций и помощь в поиске способа отреагировать чувство. Рекомендую использовать технику контейнирования эмоций. Для этого нужно признать эмоцию, назвать ее, признать ее нормальной и указать на выход, оказывая при этом поддержку ребенку. Например: «Похоже, что тогда у доски тебе было очень страшно. Понимаю, я когда не знаю, чего ждать, мне тоже бывает очень страшно. Давай вместе подумаем, что делать в следующий раз?». И тут предлагаете несколько вариантов, которые «репетируете» дома. Ребенок вспомнит нужный способ реагирования, когда это будет нужно. Например, вы можете научить девочку дыхательным упражнениям, чтобы справиться с дрожанием и прочими физическими ощущениями. Для этого нужно сделать минимум 10 вдохов носом и выдохов ртом. Выдох должен быть продолжительнее вдоха, а рот сложен трубочкой, будто задуваете свечку.

Еще страх можно нарисовать и сжечь рисунок. Или познакомиться с этим чувством и подумать, зачем же оно нам нужно, а как с ним подружиться, а что оно хочет? Сам по себе страх нужен для защиты. Он возникает, когда появляется реальная или вымышленная угроза. И тогда стоить понять, откуда она исходит, почему и что можно с этим сделать. Например, попросить учителя выпить воды.

А вот обесценивать («нашла из-за чего переживать»), запрещать («как ты себя ведешь?! Прекрати!»), высмеивать чувства ребенка не стоит. Вы пишите, что так реагировать рано. А когда вовремя? А кто это решает? А по какому параметру? Все это субъективно. Просто подарите ребенку ощущение, что вы принимаете ее в любых состояниях и все они нормальны. И бояться тоже нормально. Даже хорошо. Это говорит о том, что у ребенка работают все «радары» на самосохранение.

А к школьному психологу точно стоит обратиться. Не нужно готовить запрос заранее, просто расскажите все то, что рассказали в своем письме мне. Специалист найдет нужные вопросы и сможет помочь вам.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад