Вопрос специалисту

Дочь отказывается ходить в сад, говорит, её там обижают

Дочь отказывается ходить в сад, говорит, её там обижают

Здравствуйте. Моей дочери 3 года и 6 месяцев. Недели две назад всё началось, дочь как подменили. Она всегда была спокойной, адекватной девочкой. Никаких особых истерик, не дралась, всем ее ставили в пример. В сад ходила с удовольствием. Но две недели назад пришла новая воспитательница. На второй день ее работы дочь устроила истерику в саду, что даже пришлось ее забрать в обед. Она просто плакала. И с тех пор в сад она отказывается ходить. Говорит, что ее там обижают, бьют. Воспитатели говорят, что ничего такого не было (да и никто не скажет). 


Она всегда была маминой дочкой, я всегда с ней разговариваю, объясняю, любит обниматься. Как пошла в сад, в том году, оторвалась от меня. И вот, 2 недели мой ребенок орет диким ором, что у нее чешется и болит спина (естественно, мы обошли всех врачей). Причина - симуляция. Она орет, что спина болит, помажь водичкой. Мажу - за секунду проходит. Давала антигистаминные - ничего не изменилось. Да и по ней видно, что придумывает. Только теперь что это такое и что с этим делать? Как ложимся спать, у нее болит и чешется спина. Помажу - проходит, отказываю - орет, валяется на полу так, что соседи скоро, наверное, опеку вызовут. История про волшебный крем - не действует, к врачу ехать отказывается и орет громче еще. Именно когда дело ко сну. 

Это в садике что-то сделали? И что мне делать? Я уже и внимание ей уделяю еще больше, и обнимаемся (она всегда в этом нуждалась). В сад пока не ходим. Не знаю, что лучше, ходить к той воспитательнице, с которой случился конфликт, или не ходить.

Здравствуйте!

Когда у ребёнка появляются какие-то соматические симптомы, самое первое, что нужно – разобраться в физиологической патологии. Несмотря на то, что вы уже были у врачей, я ещё раз подчеркну важность медицинской помощи. Потому что, если речь заходить о психосоматических проявлениях, прежде, чем обращаться к психологу, стоит пройти всех специализированных врачей. Например, детского невролога, дерматолога и других специалистов, к которым вас направил педиатр.

Только после этого имеет смысл смотреть на психологическую составляющую дискомфорта вашей девочки.

И когда мы начинаем изучать этот момент, нужно помнить ещё кое-что. Телесные проявления, которые не имеют под собой явной физиологической патологии, особенно в таком маленьком возрасте, - это не симуляция и не придумки. Ваша девочка не фантазирует, что у неё болит. Вероятно, она действительно чувствует это. На то может быть много причин, но, чтобы с ними разбираться, нужно принять всерьёз то, что происходит с ребёнком.

Как такое бывает? Может ли вообще что-то болеть, не имея под собой органической причины? Да, может. Дело в устройстве нашего организма. Головной мозг – это «руководящий пункт» всех процессов, которые происходят в теле. Например, сердце, лёгкие, другие внутренние органы работают без нашего участия и сознательного контроля, мы не можем приказать желудку прекратить переваривать пищу. Однако каждый орган иннервируется нервами, которые берут своё начало в головном мозге. Это означает, что, даже если мы не можем сознательно контролировать их работу, тем не менее психические процессы способны влиять на неё.

Эмоции, которые испытывает человек, всегда сопровождаются физиологическими изменениями. Например, при страхе кровь приливает к конечностям и отливает от пищеварительной системы. Это логично, потому что, если нам страшно, значит, рядом есть опасность, от которой надо будет либо убегать, либо защищаться. И тут не до пищеварения, мышцы должны быть обеспечены притоком крови, чтобы сделать рывок. Если нам постоянно страшно, то иногда это сказывается на работе ЖКТ из-за недостаточного его кровоснабжения. Причём сначала органы ЖКТ могут испытывать дискомфорт без явных нарушений, а после подключатся органические повреждения, и тут уже не обойтись без врача, хотя изначально симптомы были чисто психогенными (имеющими корни в психологическом состоянии).

Я говорю об этом, чтобы на таком простом примере было понятно, как сложно устроен человек, и как психические процессы могут влиять на телесное состояние.

Если сейчас медики говорят, что с вашей девочкой всё хорошо, но она твердит о том, что где-то у неё болит, чешется и режет, это не значит, что она придумывает. Это значит, что телесные симптомы пока не дошли до точки, когда развивается органическое нарушение. И что, скорее всего, у них есть весомая психологическая причина. Однако эти симптомы точно есть, они не фантазия, на них стоит обратить серьёзное внимание.

Насколько я поняла по вашему письму, поведение вашей дочки изменилось резко. Такое случается после какого-то неприятного инцидента, произошедшего с ребёнком. И тут хорошо бы узнать, что же произошло.

Для этого можно попробовать ещё раз поговорить с воспитательницей, если у неё получится сказать правду, с нянечкой, с кем-то ещё, кто был рядом в этот день (например, встретиться на детской площадке с ребятами, которые ходят в ту же группу в детском саду, и дружелюбно порасспрашивать их). Но в первую очередь – поговорить с собственным ребёнком.

Постарайтесь отбросить скепсис, немножко усмирить свою тревогу – всё это может помешать ребёнку раскрыться. И в спокойной обстановке поделиться с девочкой, что вы волнуетесь, что-то происходит, вы хотите помочь, а для этого вам нужно знать, что случилось.

Здесь важно говорить простым языком и быть внимательной к тому, что происходит с ребёнком. Если в ответ она закрывается, то не давить, не пытаться вытащить всю правду. Если ребёнок говорит что-то, что вас злит или вызывает сильное беспокойство, не перекладывать это на неё, потому что ей будет нужно ваше понимание и поддержка.

Если вы узнаете, что случилось в саду, это может приоткрыть завесу над тем, почему сейчас ваша дочка так себя ведёт, и что именно её беспокоит. Это всегда большой шаг вперёд. Потому что такие резкие изменения в поведении не происходят просто так.

Даже если не было какого-то прямого агрессивного воздействия со стороны воспитателя, возможно, была ситуация, когда девочка почувствовала себя небезопасно, когда её обидели, ранили, и хорошо, если у неё получится этим поделиться и получить ваше утешение.

Что ещё поможет в такой ситуации:

- Ваше терпение.

Такие вещи не разрешаются за миг. Чтобы оправиться от какого-то события нужно время. Поэтому придётся вооружиться всем своим пониманием и любовью, чтобы вместе пережить этот период.

Есть и плюс: с вашим участием и чуткостью однажды всё обязательно пройдёт, симптомы уйдут, а ситуация станет полезным опытом того, как можно справляться со стрессом. Причём и для вас, и для вашего ребёнка.

- Ваше внимание и забота

Здорово, что уже сейчас интуитивно вы нащупали этот момент. Действительно, телесные симптомы часто оказываются способом получить от родителей внимание и доброе отношение. И тут важно, с одной стороны, не игнорировать их, а давать это. Например, смазывать водичкой спинку перед сном, делать массажик, обнимать, говорить ласковые слова. А с другой, давать это внимание и когда ребёнок ни на что не жалуется. Тогда не будет патологического закрепления того, что для маминой поддержки нужно обязательно чувствовать себя плохо.

Это две самые большие опоры, чтобы мягко прожить ситуацию.

- Психологическая помощь

Если время проходит, а симптомы девочки не становятся слабее, у неё не получается открыться, если вы видите и другие настораживающие вас проявления, имеет смысл обратиться за очной консультацией к психологу.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: https://www.ya-roditel.ru/map/.

Из техник, которые могут помочь, хорошо использовать арт-терапию и сказки. Например, предложить нарисовать какое-то чувство, свой симптом (чесотку на спинке), ту ситуацию в саду. Или вместе сочинить сказку о девочке, которая попала в непростую ситуацию, но встретила Доброго Волшебника, который помог ей всё понять и пережить.

Сказку можете сочинить даже вы сами. Тут нужно помнить, что любое ваше сказкотворчество будет воспринято с радостью и благодарностью. Истории, которые сочинены ради детей, всегда оказываются очень лечебными. Не нужно высокого слога или красивых метафор, достаточно просто говорить от сердца. Вы увидите, что результат будет удивительным.

Когда самочувствие девочки станет чуть легче, будет смысл задуматься о том, что делать дальше. Возвращаться к воспитательнице желательно через очную встречу, где вы ещё раз проговорите ситуацию, которая случилась.

Ребёнку важно чувствовать себя безопасно в любом месте. Это – база для развития. Слом безопасности может привести и к истерикам, и к капризам. Потому что переживания в такие моменты всегда очень сильные.

И нужно помнить, что, если ребёнок говорит, что её обижают и бьют, конечно, не обязательно, что оно так и есть в реальности. Это не ложь, это нормальное проявление детской фантазии. Но такая фантазия всегда имеет под собой реальные причины. В детском саду что-то произошло; на пустом месте, в атмосфере безопасности и тепла, поведение детей так резко не ухудшается. Поэтому стоит ещё раз внимательно изучить этот момент, чтобы чётко понимать картину и не допускать подобного в будущем.

Всего вам доброго.  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»