Вопрос специалисту

Дочь смотрит книжки, перевернув их вверх тормашками

Дочь смотрит книжки, перевернув их вверх тормашками

Здравствуйте! Моей дочери 3г. Так как она у нас болела, долгое время мы лечились и продолжаем лечится (была дисплазия, которая дала последствие в виде варусной деформации ног). Поэтому в садик она пошла только в этом году. Тут стала замечать за ней изменения. Стала плаксивой, причём без понятной причины. Спрашивая её о причине слёз, она молчит и ничего не отвечает, когда проплачется приходит и говорит "всё, я успокоилась" и больше ничего, никаких причин. Разговаривала с воспитателем, говорит, что ведёт себя хорошо, за всеми детишками ухаживает, помогает им одеться, спать их укладывает, всех успокаивает, когда плачут. А дома плачет, скажешь надо ручки вымыть после улицы, сразу в слёзы и т.д. Есть ещё один момент: она не любила книжки, мультики. Ей нравилось, когда я читала книжки. Тут стало самой интересно их читать, но взяв книжку вверх тормашками, она её изучает, ей интересно. Я же в свою очередь, поправлю книжку. И тут она сразу как будто перестает их видеть. Она бросает их сразу же. Говоришь, давай почитаем\дочитаем книжку и показывая пальцем на неё, она не видит книгу, ищет её глазами, но не находит, хотя она перед носом. Тоже самое происходит и с телефоном, планшетом, бумагой, когда рисует, лепит, все в перевёрнутом виде. На телевизоре не смотрит мультики, потому что не может его перевернуть и ей не интересно поэтому. Она знает все цвета, но именно жёлтый цвет у неё идёт с трудом, любой другой знает: синий, зелёный, красный, фиолетовый, но не желтый. Стала беспокоиться, может нужен какой-то специалист? Правда какой не знаю или может я предвзято отношусь к этим ситуациям. Спасибо за ответ.

Анастасия

Анастасия, здравствуйте.

Такое поведение может быть вызвано стрессовыми условиями в саду, адаптацией к нему или кризисом трех лет. В зависимости от причин, будет строиться тактика коррекционных мероприятий. Поэтому я бы рекомендовала проконсультироваться с детским неврологом, чтобы исключить физиологические причины плаксивости и после этого пойти на очную сессию к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/ Но учитывайте, что до 7 лет дети скорее отражают своих родителей, поэтому работать нужно будет вместе с ребенком.

Сейчас ваша работа должна начаться с базовых вещей. Во-первых, стоит почитать о возрастной психологии. Это даст понимание о том, какие возможности психики у вашего ребенка на каждом этапе развития. Например, способность к устной речи не связана с уровнем осознанности. Самосознание только формируется в три года, а понимание процессов, причинно-следственных связей и навык элементарной рефлексии – это будет не раньше чем в 6 лет. Это значит, что нет смысла спрашивать у трехлетнего ребенка, что случилось и чем помочь. Нужно занять взрослую позицию и помочь ребенку это про себя понять. Например, с помощью техники контейнирования эмоций. Обнимите ребенка, помогите дышать, если чувствуете задержку дыхания, и скажите что-то вроде этого: «Похоже, что ты сейчас очень волнуешься. Я понимаю тебя, я тоже волнуюсь в подобных ситуациях. Мне помогает это и то, давай вместе попробуем, что тебе поможет из этого?». Важно назвать эмоцию, сказать, что вы рядом, вы слышите ребенка, видите его (это поддерживает психику ребенка, которая еще нуждается в подтверждении извне, что он есть), сказать, что вы готовы поддержать и предложить способы выхода из ситуации/эмоции. Для того, чтобы быть способной к контейнированию, важно развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Поэтому важно начать с себя, а потом учить ребенка.

Постарайтесь дать ребенку свободу в выборах там, где это возможно. Пусть играет книгами так, как нравится, но показывайте то, как это делаете вы. Предложите игру «кривых зеркал», где будет сначала все перевернуто, а потом все как обычно. Покажите, когда это можно и когда удобнее делать так, как принято. Старайтесь реже использовать слова «надо» и «нельзя». Заменяйте их на «нет», «сейчас не могу, но позже обязательно сделаем это», «как приятно быть с чистыми руками, да?», «поможешь мне вымыть ручки?». Предлагайте выбор, где есть для него место, но учитывайте, что перед вами трехлетний ребенок. Например, ребенок может выбрать кто будет выключать телевизор, но сам факт необходимости выключения не обсуждается. А «не видит» ребенок книжки, видимо, потому что так реагирует психика на ваши замечания. Постарайтесь доверить ребенку и отпустить ситуацию. Оказывайте помощь тогда, когда это вопрос опасности/безопасности и тогда, когда об этом попросит ребенок. В остальном – оставьте место для творчества и индивидуальности.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»