Возраст ребёнка: 4,5
Дочь постоянно теребит руками или ногами
Помогите пожалуйста разобраться. Моей дочери 4 года, она постоянно теребит руками или ногами, вот прямо постоянно. На фоне этого не может сосредоточится на выполнении каких либо заданий или просто очень быстро теряет к ним интерес. Медлительная, рассеянная, может за столом сидеть по часу, из-за этого остается в саду голодная.
Стала заикаться при рассказе каких либо историй, то ли словарного запаса не хватает, то ли забывает о чем хочет сказать. Но раньше я такого не замечала. У воспитателя спрашиваю, говорит все нормально, разговаривает хорошо.
Девочка она активная, здоровая, со сверстниками играет хорошо. Очень отзывчивая и развитая. Постоянно читаем, стихи разучивает очень быстро. И что случилось с ней не понимаю. Постоянно ругать очень не хочется, а без повышенного тона не слышит, точнее не реагирует. Помоги, пожалуйста, советом, какую тактику поведения выбрать.
Алина
Алина, добрый день.
Ребенок 4,5 лет имеет меньший ресурс внимания и концентрации, нежели взрослый. Ему требуется больше времени на выполнение заданий, чем это может представляться вам, больше времени, чтобы сформулировать мысли. Главные ошибки взрослых в такой ситуации — торопить ребенка, договаривать за него, подсказывать, ругать. Ничего из этого не поможет увеличить скорость реакций, а скорее создаст ребенку фон повышенной тревожности. Следствием которого может являться и такие невротические проявления как дерганье руками и ногами, теребление предметов, кусание ногтей или ручек и подобное.
У вашего ребенка сейчас фаза активного роста, но если вы будете повышать на нее голос или поторапливать, вы можете этот рост замедлить. Наберитесь терпения. Если ребенок формулирует мысль, даже медленно, — спокойно дождитесь, когда он договорит её до конца. Только так, в спокойной обстановке вы обучите его формулировкам.
В целом очень важно давать ребенку времени столько, сколько ему нужно на выполнения какого-либо действия. К тому же у детей в этом возрасте ещё нет четкого понимания категории "Время", поэтому полезно проговаривать перед началом любого дела регламент по минутам. Например, так: ставьте рядом часы и объясняйте на стрелках: "смотри, у нас есть полчаса на обед. когда длинная стрелка будет вот здесь — тебе надо съесть уже половину каши. Когда стрелка будет здесь — останется время только на компот. Когда стрелка будет здесь — надо будет выйти из-за стола". Делите большие промежутки времени и большие дела на мелкие отрезки.
Исходя из информации, которая есть в письме, динамика вашей дочери вполне соответствует возрасту и никаких патологий нет. Но имейте ввиду, что для нормального развития ребенку очень важно чувствовать, что родители принимают его в любых проявлениях. Если вы снизите давление и ругань в её адрес — это создаст благоприятный фон, поможет снизить тревожность и двигательные невротические проявления, а вслед за этим, со временем, ускорит и когнитивные способности.
Анна Зубкова, специалист