Здравствуйте. Вы наверняка знаете о том, что ребенок проходит различные стадии развития психики. Первая стадия - оральная. Ребенок воспринимает мир через рот, он отрабатывает различные навыки, формируется базовое доверие к миру, устанавливает и проверяет на надежность связи со значимым взрослым и т.д. При этом, эта стадия делится на сосательную и кусательную. Если первые 6 - 9 месяцев ребенок учится только получать, то после этого периода он отрабатывает навык забирать и иметь/ присваивать. Потом (ближе к двум годам) он уже будет защищать это. В общем, всему свое время. Соответственно все щипательные, кусательные движения, покусывания во время грудного вскармливания свидетельствуют о том, что ребенок вошел в этот этап развития.
Важно максимально не фиксироваться на этом и быть жестким, не жестоким во время взаимодействия с ребенком. Чем младше ребенок, тем короче должны быть инструкции. Говорите примерно так: «стоп», «нет», «нельзя», «хватит» и т.д. Чем короче инструкция и жестче ваше выражение лица и интонация голоса, тем быстрее ребенок примет это правило. Вы и мама ребенка должны придерживаться одной стратегии поведения. То есть, не должно быть разночтений и разногласий.
Вспомните, как вы обучаете ребенка названию предметов или тому, как говорят животные. Каждый раз, когда показываете на корову, говорите «Му» и никаких вариантов больше нет. Ребенок связывает картинку и звук и потом сможет повторить. Здесь тоже самое. Ребенок способен принимать только те правила, которые не нагромождены косвенными условностями. Поэтому, договоритесь о том, какое слово вы будете произносить в этот момент, какое выражение лица будет и т.д.
Важно не смеяться, не шутить, не обыгрывать эту ситуацию, не объяснять (по крайней мере в моменте). А только твердое, например, «стоп». Чем старше становится ребенок, тем больше будет условностей, появится смысл у объяснений и т.д. А сейчас пока вот так. Кроме того, на этом этапе у ребенка развивается эмоциональный интеллект. Он учится чувствовать эмоции, считывать их с других людей, управлять своими эмоциями, учится их показывать в мир. Поэтому, если вы злитесь, не бойтесь быть даже несколько театральным. Пусть ваши брови сильно нахмурятся, голос будет жесткий, руки в боки и т.д. Обязательно говорите, какое чувство вы сейчас испытываете. То есть, сначала останавливающее слово, при этом можно помогать ребенку в усвоении этого слова через язык жестов. Например, накладывать ваши руки на кулаки ребенка или кладите свои ладони на предплечье - это тоже останавливающий жест. Он не должен быть резким, агрессивным. Это только знак того, что нужно остановиться. И говорите твёрдое "стоп".
Ну и в заключении. Важно понимать, что ваша задача не бороться с явлением, не прекращать его, а научить ребенка проявлять его так, как это можно в вашей семье. Например, переведите движение рук ребенка в игровую деятельность. Предложите крутить веревочки, сжимать губку для посуды, давайте больше твердой пищи, которую можно откусывать и прожевывать (усваивать). При корректном поведении в ближайшее время это пройдет.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»