Вопрос специалисту

Дочь не хочет сама делать уроки

Дочь не хочет сама делать уроки

Дочь стала много истерить, не хочет делать уроки, просит, чтобы я помогла, т.е. сделала за нее. У нее нет подруг, была подруга, но эта девочка просила, чтобы дочь носила за нее портфель, а потом перестала с ней дружить и дочь очень переживала по этому поводу. Убираться в своей комнате не хочет. Я воспитываю дочь одна.

Ирина

Ирина, здравствуйте!

Действительно ли истерит ребенок? Наблюдаются ли задержки дыхания, покраснения во время истерик? Если да, то рекомендую обратиться к детскому неврологу. Возможно, ребенку нужна помощь врача. Или может быть, вы так называете протест дочери? Тогда первое, что нужно сделать – это научиться уважать чувства ребенка. 

Развивайте свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Учитесь слышать себя, чувствовать, осознавать и проявлять эмоции экологичным способом. Как в вашей семье принято злиться? А может ли дочь отказать вам? А высказать свое мнение? Научите ребенка общаться с вами иначе. В поведении закрепляется только «рабочие» механизмы. До тех пор, пока эффективны эти стратегии поведения, они будут оставаться на месте.

Не делайте за ребенка домашние задания, даже если у нее не получается, даже если не успевает. Правила всегда должны выполняться, вне зависимости от обстоятельств и времени. В противном случае они просто не работают. И да, обговаривать их важно заранее, иначе сложно требовать ответственность за невыполненные договоренности.

Поработайте над вопросом личных границ. Почему ваш ребенок носил портфель подруге? Откуда такое неуважение к себе? Это либо копирование поведения родителя, либо реакция на неуважение к ее личности в семье («ты ничего не умеешь», «не трогай, а то испортишь», «с тобой никто не захочет дружить»).

Вопрос уборки – это вопрос мотивации, прежде всего. Зачем вашей дочери убираться в своей комнате? Подумайте из позиции ребенка, который еще не нацелен на будущее и совсем не хочет быть истинно взрослым. 

Окрасьте уборку в яркие цвета. Например, это может быть весело, если убирать комнату наперегонки. Тогда убираться захочется. Это может быть «выгодно», если уборку сделать «пропускным этапом» к мультфильмам. Итак, зачем убираться вашей дочери? 

Постарайтесь не мотивировать на избегание неудач (например, чтобы вы не злились). Мотивируйте на достижение успеха (почувствовать себя хозяйкой). И, конечно, обязательно демонстрируйте свой пример. Если мама стонет как ей тяжело, но вряд ли ребенок захочет присоединиться. Если мама все время ругается на грязь, то эффект будет аналогичным. А если это норма, это приятно, то рано или поздно ребенок скопирует.

Научитесь контейнировать эмоции дочери (по ссылке можно почитать о том, как это делать Техника контейнирования эмоций), поддерживать и направлять. Но помните, что это возможно, только если вы сами находитесь в ресурсе. Мама, чьи силы на исходе, не сможет оказать помощь, она сама нуждается в ней. В этом случае начните с себя. 

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»