Вопрос специалисту

Дочь стала комплексовать по поводу роста

Дочь стала комплексовать по поводу роста

Здравствуйте! Дочка 3 г. 7 мес. стала комплексовать по поводу роста (94 см/ 13 кг). Часто спрашивает: "Мам, я вырасту/выросла?" В детском саду самая маленькая, но и по возрасту разница с некоторыми 7-8 мес. Покушает и бежит к зеркалу смотреть выросла ли. Дома атмосфера спокойная, семья полная, ребёнок желанный и любимый! Всегда её хвалим, говорим ласковые слова, целуем/обнимаем. Стала говорить: " Я низкая". Понимаю- "ноги растут" из детского сада. Рассказывает, что воспитатель говорит, что она маленькая. Перед сном заводит беседу на эту тему и плачет "Хочу стать большой!" Говорю, как люблю её, какая она замечательная, что все мы разные и это нормально. Но чувствую, не нахожу нужных аргументов для детского восприятия. Помогите! Не хочу, чтобы этот комплекс приобретал масштаб. И дочку жалко. Мой рост 157 см, муж 174 см. У эндокринолога были - конституциональная особенность. Спасибо за ответ!

Елена

Здравствуйте, Елена. Ваш ребенок в стадии самоидентификации, это естественный этап развития. Ребенок изучает себя, свое тело, свои возможности, сравнивает себя с другими и делает выводы. Именно поэтому внешние данные для ребенка стали столь значимыми. Судя по тому, что вы пишите, вполне возможно, что вы делаете все правильно. По крайней мере у меня не возникло тревоги, читая ваше письмо. Поэтому, скорее всего вам просто нужно быть рядом со своей дочерью и прожить такую данность, то есть, помочь ей прожить фрустрацию относительно внешних данных. Да, она низкая. Да, это факт. Не стоит обещать ей, что она будет высокая, что каждая съеденная ложка каши прибавит ей еще один сантиметр роста. Помогите понять, что мы действительно все разные. Но мало говорить общими фразам, стоит конкретно указывать на особенности конкретных людей. Например, обратите внимание на бабушкины большие уши или нос с горбинкой. Лучше обращайте внимание на авторитетных лиц для вашего ребенка, которых она любит и ценит. Также, обращайте внимание на героев в мультфильмах, сказках. Поиграйте в игру, где по каким-то характерным чертам, ребенок будет угадывать что это за персонаж. Также можно предложить ребенку называть самых красивых людей и героев, и обращать внимание на их запоминающиеся особенности. Так она наглядно поймет, что особенности, в том числе и внешности и определяют нашу индивидуальность. Также, в этом вопросе очень действенным будет метод сказкотерапии. Если вы заметите, что ребенок стал очень тревожным в этом месте, появится плаксивость, заметите нарушения сна, то настоятельно рекомендую решать этот вопрос с помощью психолога. Но обращаю ваше внимание, что в работе с детьми самой эффективной является совместная работа вместе с родителями. И да, если у ребенка уже есть тревожность в этом вопросе, а воспитатели не проявляют тактичности, то стоит поговорить с ними, и обратить их внимание на то, что не стоит давать ребенку никаких оценочных установок, тем более пользоваться ранимостью девочки в данном вопросе. А ребенка научите отвечать на такие замечания так, чтобы никто не нарушал целостность ее личных границ, тем самым не формировал новых комплексов.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»