Здравствуйте, Оксана!
Вы описываете ситуации, которые произошли с Вашей дочерью, но не рассказываете о ее реакциях, поэтому я не могу дать вам обратную связь и определить, нормально ли девочка реагирует, есть ли основания обратиться к невропатологу и т.д., соответственно, мой ответ будет иметь несколько общий характер.
В первую очередь, прошу Вас отказаться от оценочных суждений: какой бы ни была реакция дочери, она имеет право на собственный стиль реагирования. Вопрос в том, насколько травмирует ребенка ситуация, хватает ли у девочки внутренних ресурсов, чтобы противостоять стрессу и сохранять здоровое состояние психики.
Если каждая трудная ситуация вызывает у девочки стресс, то она скорее всего не чувствует внутренней силы своего "я", не знает своих сильных сторон, не в полной мере понимает свои эмоции и то, как и в каком объеме их можно демонстрировать миру. Это вопрос сформированности эмоционального интеллекта, для развития которого существует масса методик, цель которых, в целом, заключается в том, чтобы осознавать свои эмоции и эмоции других людей, контролировать их и управлять ими.
Кроме того, важно помочь дочери поверить в себя, при этом семья играет в приобретении этого навыка решающую роль. Хвалите девочку, напоминайте, что Вы ее любите, позволяйте высказывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в том числе в споре, разбирайте с дочерью различные ситуации из мультиков, книг и из жизни, размышляйте о том, почему тот или иной человек поступил именно так, а не иначе, придумайте вместе альтернативные способы поведения. Таким образом, Вы расширите арсенал моделей поведения дочери и поможете ей чувствовать себя более уверенно.
Ребенок также должен уметь отстаивать свои границы, у него должно быть свое личное пространство и право устанавливать правила относительно своей личности. Например, если дочь просит 30 минут тишины после школы, семья по мере возможности должна удовлетворить ее требование. Или девочка не должна давать пароли от своих гаджетов даже маме, поскольку имеет право на личную территорию. Ребенок должен уметь говорить "нет", даже самым близким людям. Семья должна стать своеобразной "тренировочной площадкой", на которой ребенок будет учиться принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с людьми и т.д. Не навязывайте ребенку свое мнение, а предлагайте как можно больше вариантов для выбора.
Кроме того, не стоит оказывать дочери помощь, пока она сама об этом не попросит, ведь, самостоятельно решив какую-либо проблему, девочка почувствует свою внутреннюю силу и поймет, что способна на большее, чем ей казалось. Если дочь успешно справилась с проблемой, похвалите ее, скажите, что Вы ей гордитесь. Если она потерпела поражение, скажите, что в жизни такое случается и в этом нет ничего страшного, предложите вместе подумать над тем, что еще можно было бы предпринять. Станьте другом для своего ребенка, а не спасателем. А главное помните – ребенок учится не на словах, а на деле, покажите пример поведения на себе и ребенок с легкостью повторит его.
Всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»