Вопрос специалисту

Дочь закатывает истерики, не хочет идти в сад. Как ей помочь?

Дочь закатывает истерики, не хочет идти в сад. Как ей помочь?

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Помогите, пожалуйста, в такой ситуации, в сентябре дочь пошла в сад. До нового года адаптировались к саду, все хорошо. Ходили без слез. Но вот почти месяц у нас дикие истерики. Просыпаемся в настроении, выходим из дома улыбаясь, идём в сад разговариваем, на территории сада хорошо, но как только заходим в приемную группы, начинает хныкать, находит причины лишь бы не идти в группу. То носки не те, то платье, вспоминает папу, брата, но отказывается, чтобы папа отводил её в сад, хочет сидеть в приемной, но лишь бы не заходить в группу. Обнимаемся, целуемся, договариваемся, что покушает, погуляет, посчитает, покушает и я приду. Успокаивается, заходит в группу и начинает орать, вот правда орать, а не плакать. Кричит, отдайте маму, хочу к маме, моя любимая мамочка, хочу домой! Минут через 7-10 успокаивается, и ведёт себя весь день хорошо, рисует, лепит, как и все дети. Вечером прихожу за ней все хорошо, но каждый вечер задаёт один и тот же вопрос: мы завтра идём в сад? Говорю да, идёт до дома надутая, пытаюсь её развеселить, играем в догоняшки, пузыри дуем итд. Но только заканчивается игра, опять дуется. Заходим домой и дочь улыбается! Дома довольная, смеётся, играет с братом, говорит, чем в саду занималась. Все хорошо, но с утра опять такая ситуация. Дома не пугаем её садом, всегда положительно говорим про сад, детей, воспитателей и нянечку! У нас в группе ситуация что постоянно только одна воспитатель, две воспитательницы подряд ушли, нянечка тоже меняется, может эта ситуация влияет на неё. И ещё дочь стала просто ко мне проявлять большую любовь, я должна с ней сидеть, лежать, в туалет ходить, везде дома за мной! Воспитатель говорит, что это нормально! Но эти истерики по утрам меня пугают! Посоветуйте, пожалуйста, что делать? Как помочь дочери в этой ситуации?

Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Несмотря на подробное описание поведения девочки, мне недостаточно информации о ситуации вокруг ребенка. Насколько я понимаю, у девочки есть младший брат, в этой связи она может находиться в небольшой депрессии. Это нормально для старших детей, у которых рождаются братья или сестры. Главное, на данном этапе – уделять дочери больше внимания, показать, что Вы не делите любовь между ней и братом, просто Вашей любви стало больше.

Если появление брата не повлияло на поведение Вашей дочери, то ее реакции могут быть проявлениями кризиса трех лет, который характеризуется формированием у ребенка сознания, отделением его личности от личности матери. Ребенок, вероятно, переживает стресс на фоне того, что младший брат еще привязан к маме, а ей уже нужно проявлять самостоятельность. Дайте девочке возможность пережить этот непростой период и принять необходимость функционировать отдельно от мамы в качестве самостоятельной личности. Помогите девочке сформировать положительное представление о самостоятельности, например, разрешите ей самой выбирать в чем она пойдет на улицу или в сад, хвалите ее за это, поощряйте.

Следует также учитывать, что, судя по Вашему описанию, существуют проблемы в саду, сейчас даже мелкие неприятности могут вызывать у ребенка стресс. Среди проблем могут быть проблемы в общении с одногруппниками, частая смена воспитателей, неприятный запах от игрушек, неудобная постель и т.д. Чтобы выяснить, что именно не устраивает девочку в саду, нужно выстроить с ней доброжелательный доверительный диалог, постарайтесь создать комфортные условия, в которых ребенок сможет честно рассказать о причинах своего стресса. Например, можно смоделировать проблемную ситуацию с помощью игрушек, одна из которых будет отказываться идти в сад, и спросить у дочери, почему так происходит. В этом возрасте дети еще не умеют переносить на себя чужой опыт, поэтому девочка скорее всего расскажет о том, что беспокоит именно ее. Вы также можете нарисовать ситуацию или придумать сказку, главное, чтобы девочка сама задавала сюжет и распределяла роли.

Как только Вы обнаружите причину, проявите к дочери мягкость и поддержку, не ругайте ее, не игнорируйте и не высмеивайте ее чувства. Со стрессовым фактором можно работать по-разному: предложить мирный способ разрешения конфликта или ликвидировать источник беспокойства (так, дети часто рисуют пугающих их монстров, запирают их в нарисованные клетки и сжигают рисунок). Как я уже сказала, необходима помощь специалиста, в детском саду может работать штатный психолог, настоятельно рекомендую обратиться к нему за помощью.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»