Дочь замыкается в школе и не говорит

Дочь замыкается в школе и не говорит

Доброго времени суток! Дочке 10 лет, учится в 4 классе. Такое чувство, что ребенок замкнут. Смотрю, как общается с ровесниками, то все нормально контакт есть. Наблюдала, как с родственниками, с подругами себя ведет, все естественно и нормально. Но как дело доходит до уроков, до школы ни слова от нее не вытащишь. На уроках даже если знает, не отвечает. Дома все уроки делаем, спрашиваю, говорит, а в школе замыкается. Помогите, пожалуйста, как быть в данной ситуации?

Айым

Здравствуйте, Айым.

Судя по всему, ваш ребенок травмируется в школе и такой способ поведения помогает ей избегать стресса. Психика всегда выбирает самый эффективный способ поведения. Поэтому важно найти причину и научить ребенка другому, более эффективному и безопасному способу решать ту проблему, которая существует.

Если ребенок в принципе умеет контактировать, умеет отвечать за себя, выходить на открытый конфликт и отстаивать свою точку зрения, а в школе теряется и не знает что делать, значит, все ее действующие наборы поведения не работают в условиях школы. Возможно, она сталкивается с гораздо большей агрессией, чем привыкла, и не выдерживает ее. Страх одерживает верх, и ребенок выбирает низкий балл, как спасение от возможного крика, например, учителя. Или ее останавливает чувство стыда.

Желательно понаблюдать за тем, как проходят занятия, как ребенок общается со сверстниками и найти хотя бы зону, с кем ребенку сложнее общаться. Если речь о сверстниках, то тогда необходимо увеличивать навыки коммуникации. То есть, выстраивать диалог, спорить, говорить «Нет», отстаивать свою точку зрения разными способами, заинтересовывать в себе, проявлять нежные чувства и т.д. Если речь о конфликте с вышестоящим человеком, например, с учителем, то, скорее всего, в семье есть запрет на проявление социально не одобряемых эмоций по отношению к родителям. Например, если есть такая установка, как мама - это святое, папу нужно уважать, то есть, если ты говоришь папе «нет», значит, ты его не уважаешь и т.д. Пересмотрите, пожалуйста, свои установки и трансформируйте их в более безопасные для ребенка.

Помните, что все правила, которые вы транслируете ребенку, они безоговорочны на данном этапе развития. Они не предполагают каких-то нюансов, особенностей и т.д. Поэтому, если есть запрет на гнев, то ребенок не умеет его проявлять ни с кем. А он очень ресурсный и нужный для того, чтобы защищать себя, для того чтобы отстаивать свои границы, свои права и интересы.

Используйте метод сказкотерапии для того, чтобы скорректировать это поведение. Создайте вымышленную историю на основе реальных событий и трансформируйте ее в новый контекст. То есть, на примере главного героя покажите, как еще можно справиться со сложностью, с эмоцией. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, чтобы девочка могла осознать не только эмоцию, которая ее «выключает» из учебного процесса, но и умела проявлять эту эмоцию безопасным для себя и окружающих способом. Если в школе есть штатный психолог, то рекомендую обратиться к нему за помощью. Если нет, то на нашем портале вы можете найти список бесплатных служб психологической помощи -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»