Вопрос специалисту

Дочь живёт в выдуманном мире

Дочь живёт в выдуманном мире

Недавно узнала, что у моей дочери, 13 лет, есть мир с её выдуманными персонажами, вроде уже 7 лет! Её персонажи, в основном, её друзья и одноклассники, но в том виде, в котором она хочет их видеть. 


И ещё она сказала, что в этом мире её нет - есть, но только она в нем неактивна вообще, что она просто создала весь этот мир. Жизнь её персонажей однотипная - сидят в классе и разговаривают, танцуют, поют, шутят. Дочь сказала, что "чтобы попасть в этот мир, нужно просто подумать о нём". Свой мир она называет "искоркой". 

Ещё в 6-7 лет я узнала, что у неё есть этот мир, но так как она была маленькой, я не предала этому большое значение, думала, что она уже и забыла про него. Но вот узнала, что она в нем бывает каждый день, иногда даже на уроках отвлекается! Постоянно рисует своих персонажей из этого мира, обычно в стиле аниме. Перед тем как заснуть, она в кровати, час-два обязательно играет в своём мире. 

С одноклассниками мало общается, но любит их. Я не знаю, беспокоиться мне за неё, или нет, нормально ли на протяжении шести лет выдумывать свой мир персонажей, друзей и т.п.? Я читала, что обычно это лет в 7 проходит, а у нас только началась к семи. Что делать, как быть? Рассказывает она о своём выдуманном мире очень мало, и я кое-как заставила рассказать её хотя бы это. Беспокоюсь, вдруг в этом мире происходит что-то страшное, чего она не рассказывает?  Она сказала, что ни за что не собирается его бросать, что это самое дорогое, что у неё есть.

Здравствуйте. 

Этот вопрос никак не решить самостоятельно "в домашних условиях". Не думаю, что это проблема из разряда психиатрии, скорее нужен детский психолог. Но точно нужен специалист. Обратите внимание, что история длится как минимум 7 лет (там ещё наверняка была предыстория). Поэтому разовой заочной консультации будет заведомо недостаточно. Я бы рекомендовала проконсультироваться с детским неврологом. 

Но, пожалуйста, не спешите давать препараты, если назначат. Ищите врача, который изначально будет на стороне ребёнка. Ну и, конечно, настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Тем временем от вас прошу максимальной тактичности и аккуратности в высказываниях относительно выдуманного мира. Причём следить стоит не только за словами, но и за мимикой, жестами и другими вербальными знаками. Иначе есть риск потерять связь с ребёнком. В беседе об "искорке" старайтесь опираться не на страх и тревогу, а, например, на интерес и любовь. Это поможет раскрыться девочке. Помните - для неё это самое дорогое.

Кстати, а что в реальности происходит, что ребенку приходится создавать альтернативную реальность? Обратите внимание, выдуманный мир обеспечивает иллюзию контроля. И тогда важно понимать, что в настоящем вызывает так много сложных чувств, что это приходится выносить за пределы реальной жизни?

Кстати, о чувствах. Как с ними обстоят дела в семье? Если возможность чувствовать весь эмоциональный спектр? Или есть запрещённые и неудобные чувства (например, злость, зависть, печаль)? Как вы реагируете на детские слезы? А на агрессию? Что будет, если ваша дочь заявит о своих желаниях, которые не совпадают  с вашими возможностями? И как вы отказываете? Все это имеет огромной значение для того, чтобы узнать то, насколько ребёнок в ладу с собой и в контакте с миром. К тому же ответы на эти вопросы обеспечат вас пониманием, где точки роста, прежде всего лично вашего.

Кстати, то, что вы чувствуете к происходящему также важно. На это ребенок может либо опираться, либо отталкиваться. Поэтому настоятельно прошу заниматься со специалистом не только девочке, но и вам самой.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»