Дочка саботирует уроки, отвлекается. Как быть?

18.12.2023

Добрый день. На данный момент у меня опускаются руки, не знаю, как быть. Дочка, 10 лет, саботирует уроки, то есть может просидеть с домашней работой только по одному предмету 4 часа и толком ничего не сделать, потому что отвлекается на окружающее пространство.


Да, признаки инфантильности в ней есть. В принципе, и я всю жизнь с ней боролась. Но у нее нет ни желания, ни мотивации к учебе.

Учительница из-за нее давит на меня, я слышу один негатив: то плохо, это плохо. Что она не слышит, что отсутствующий взгляд. Дочка с осени стала больше дерзить, не слушаться, обманывать. Самооценка у нее низкая, считает себя глупой, но и стараться выйти из этой ситуации не очень хочет. Часто ноет, если говорить грубо. Вот и учительница в школе ей сегодня сказала при очередной двойке, когда дочка заплакала: "не ной". 

Мне очень больно за нее и обидно. С учительницей я никогда не ругалась, наоборот, помогаю классу, чем могу. Но я чувствую, что учительницу раздражает многое в дочке, в принципе, как и меня. Меня раздражает то, что на данный момент она инфантильна, и я не могу с этим справиться. Хотя сама педагог и учу проблемных детей. Сапожник без сапог. 

Дочка часто спрашивает, люблю ли я ее. И я понимаю почему, потому что многие наши взаимоотношения свелись к одной учебе. А это: нервы, психи, подзатыльники даже иногда, нытье. И теперь, даже когда мы в неформальной обстановке, например, в выходной, идем куда-то, все равно в ней проявляются признаки уныния, нытья, и я сильно расстраиваюсь. 

Я пыталась себя держать в руках, разговаривать много с дочкой, объясняя, что мы тратим много энергии на нервы, что можно спокойно и быстро делать домашнюю и что дома будет благоприятная атмосфера. Она соглашается, но собой, видимо, не владеет. И я тоже срываюсь.


Здравствуйте!

Замечаю, как тяжело сейчас и вам, и вашей дочке даётся обучение в школе. Как этот вопрос становится практически неразрешимой проблемой, которая сильно сказывается на отношениях, заслоняет собой даже те моменты радости, что могли бы сгладить конфликт, становится самым большим камнем преткновения в семье. Очень сочувствую, что сейчас ситуация обстоит так тяжело.

Обычно, когда мы говорим об инфантильности наших детей, мы имеем в виду черты характера или поведения, которые мало соответствует их возрасту. Например, капризные проявления, которые больше подошли бы трёхлетке, или невозможность с собой совладать, приложить волю, или отсутствие самостоятельности.

Иногда такую картину можно заметить, когда ребёнка долгое время было принято очень опекать, делать всё за него.

В этом случае важно потихоньку давать девочке всё больше свободы, интересоваться её мнением, желаниями. Развивать любопытство не столько к обучению, сколько к окружающему миру: событиям, закономерностям, историям, явлениям. Тогда учёба из самоцели становится лишь инструментом, чтобы добиться желаемого: узнать что-то, понять, исследовать, запомнить, решить и т.д.

На развитие навыков самостоятельности и любопытства к миру нужно время и достаточно много ваших стараний. Поэтому хорошо, если в это же время у вас получится максимально заботиться о себе, о наличии у себя сил, а также делегировать ответственность другим людям: родственникам (чтобы они также увлекали девочку, помогали в её воспитании), педагогам (на кружках или доп.секциях, где девочка может пробовать разные виды активности и изучать разные предметы в нескучной обстановке).

Но есть и другой вариант. Иногда мы замечаем картину «инфантильности», если у ребёнка есть трудности с процессами активации-торможения и проседает волевой компонент. И за то, и за другое отвечают определённые мозговые структуры и механизмы. Порой они не успевают созреть к нужному времени. Если такое случается, мы будем наблюдать ребёнка, который:

1. С трудом сохраняет внимание на чем-то одном: переключается с одного на другое, ведет себя слишком активно или, наоборот, словно улетает в облака, пропускает мелкие детали и может небрежно относиться к выполнению школьных заданий.

2. Может как будто не слышать обращенную к нему речь.

3. Не всегда понимает инструкцию, нуждается в помощи со стороны, чтобы получилось реализовать какие-то шаги в деятельности.

4. Практически не способен себя организовать: сесть за что-то и довести до конца, собрать рюкзак (быстро и четко), убрать кровать и т.п.

5. Избегает сложных заданий, который требуют воли и напряжения.

6. Может быть беспокойным: ходить по классу, прыгать-бегать, - неусидчивым.

7. Легко отвлекается и забывает о планах, договорённостях.

8. Может быть расторможенным в эмоциональном плане: громко и бурно радоваться, горько и яростно плакать, даже если ситуация, которая вызвала такие чувства, объективно не является критической.

Если вы замечаете у своей дочки подобные проявления, имеет смысл проконсультироваться с детским клиническим психологом, а лучше – пройти нейропсихологическую диагностику. При своевременной коррекции можно помочь мозговым механизмам доформироваться, тогда ребёнку будет физически проще себя регулировать.

Часто то, что мы принимаем за плохое поведение или отсутствие самоконтроля, инфантильность, на самом деле объясняется физиологически недостаточной зрелостью мозговых структур. Ребёнок в этом случае не не хочет, а не может управлять собой, у него нет мозгового субстрата, который реализовывал бы подобные функции. И наша задача – помочь мозгу досозреть. Как раз этим занимаются нейропсихологи.

Плюс, в домашних условиях помогут:

- Активности и игры, где необходимо себя затормозить (например, игра в болото, когда нельзя наступать на «кочки» определённых цветов, раскраски, вообще любая деятельность, где детям нужно по команде остановиться и что-то не делать, либо начать что-то делать). Но нужно учитывать, что девочке это может тяжело даваться, поэтому игры должны быть максимально эмоционально заряженными и захватывающими.

- Внешние опоры: инструкции, листы с шагами, списки, ваша помощь (например, в уроках) и т.д.

- Поддержка и объединение с ребёнком: вы не по разные стороны баррикад с дочкой. На самом деле, ситуация расстраивает и её, и вас. У неё есть сложность, для работы с которой вы можете объединиться и совместными усилиями начать что-то менять.

- Время, когда для учёбы нет места. Очень важно, чтобы совместное времяпрепровождение не было омрачено разговорами про школу. Даже если девочка капризничает, дуется и т.п. Вы можете её отражать, утешать, говорить об эмоциях, поддерживать («ты опять расстроена, дорогая, а давай придумаем, от чего тебе станет лучше, как бы нам с тобой сейчас провести время, чтобы в сердце засветило солнышко»). Но не вспоминать о школе, не возвращаться к теме уроков.

Девочка вряд ли понимает, что с ней происходит, она всё-таки ещё маленькая. Поэтому ваша задача – быть мудрее, устойчивее и замечать чуть больше. В том числе моменты, когда она физиологически не способна с собой совладать и сделать то, что от неё просят.

Если понадобится помощь психологов, на нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи!  

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад