Возраст ребёнка: 6 лет 10 мес.
Друг сына постоянно его обижает...
Добрый вечер. Прошу помощи в решении вот какой проблемы: в этом году сын пошел в 1 класс и сразу же мы столкнулись с проблемой, к-я была у нас и в детском саду: в группе д/с у сына был друг, с к-м он общался - но часто тот мальчик, Стас, обижал Даниила - толкал или ударял. Даня это терпел, но обиду затаивал, и, при случае, мне об этом рассказывал. Однако, когда мы приходили в садик, то сын радостно бежал к своему другу-обидчику. Сейчас ситуация повторяется в школе - тот мальчик учится в параллельном классе и на переменах они часто видятся с ним в коридоре. От другого ребенка мне стало известно, что Стас, по крайней мере, 1 раз, пытался обидеть Даню - бил его у всех на глазах, а Даня просто отошел в сторону. Никаких истерик или слез дома по этому поводу нет, но меня беспокоит то обстоятельство, что из ребенка вырастет жертва, ведь сейчас отношения с ребятами в классе еще не налажены - и если на переменах будет все так продолжаться - ребята из класса посчитают, что Даню можно обижать и, что раз он не дает отпор тому мальчику, не даст и им. Тем более, что он младше всех мальчиков в классе. Также и на улице, когда встречаемся со Стасиком - они бегут друг к другу с радостными криками через всю улицу, а потом дома Даня начинает вспоминать все свои обиды на Стаса, как он его недавно обидел. Что делать мне в этой ситуации??? Как помочь ребенку выйти из этой роли жертвы??? Семья полная, но папы зачастую нет дома - находится у своей матери, отношения сейчас натянутые, ребенком занимается только в части отвести на кружок или к бабушке. У нас с сыном в отношениях тоже не все ладится - часто приходится на него кричать, т.к. характеры у нас обоих сложные - Даниил замкнут и упрям, я - требовательна к нему, возможно, даже слишком. Очень надеюсь на Ваш скорейший ответ. Заранее благодарна. Елена
Елена
Елена, ребенок учится общаться в отношениях со своими родителями, а уже потом переносит эти навыки в общение со сверстниками. Если дома в отношениях с родителями у ребенка нет возможности настаивать на своих желаниях и защищаться от родительских требований, то соответственно мальчик не сможет это сделать и с ровесниками. Обратите внимание, встает ли ребенок в позицию жертвы в общении с вами, не являетесь ли вы тираном по отношению к ребенку. Обычно мы становимся требовательными к своим детям тогда, когда у нас высокая планка требований к самим себе, или когда мы испытываем хронический стресс и не способны быть чутким к чувствам и особенностям ребенка.
Я предполагаю, что ваша семейная ситуация держит в напряжении вас саму и соответственно ребенка. На фоне таких переживаний ребенку сложно решать свои возрастные задачи, например, строить отношения с другими детьми и адаптироваться в школе. Когда ребенок делится с вами своими переживаниями, попробуйте спросить, что он чувствует, или что чувствовал в тот момент, когда его обижали? Хотелось ли ему защитить себя? Часто поведение жертвы характеризует отсутствие чувства злости в ответ на обиду. То есть не возникает энергии на защиту себя и отставания своих границ. Такое случается, когда есть страх потерять отношения, например, мамину любовь или дружбу приятеля. Поэтому мальчику будет полезно если вы скажете, что у вас возникает много злости, когда вы слышите, что кто-то его обидел. Таким образом, вы покажете ребенку, что злиться можно, и в конце концов он научится себя защищать. Я полагаю, что и вам и ребенку было бы полезно поработать индивидуально с психологом в течении какого-то времени. Это будет поддержкой вашей семьи в такое непростое время.
Смирнова Анна, психолог
Анна Зубкова, специалист