Вопрос специалисту

Двухлетку в саду перевели в группу к четырхлеткам

Двухлетку в саду перевели в группу к четырхлеткам

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации: ребенку 2 года, пошел в сад, но его перевели в среднюю группу к 4хлеткам, скорее всего это надолго, нет возможности определить его в другую группу. Ходит туда уже 2 недели, без энтузиазма, но понимает, что надо. Сейчас оставляем до обеда. Воспитателям не хочется и некогда уделять ему внимание, только нянечка занимается бытовыми вопросами - горшок, одеть и т.п. Он сам по себе играет, вполне самостоятельный - просится на горшок, кушает сам с удовольствием, умеет раздеваться. В садике нравится еда и игрушки, не нравится воспитатель (игнорирует). Воспитательница не довольна, что малыш в ее группе, интегрировать не хочет. Дети относятся нейтрально (просто не интересно с маленьким играть, но могут водить за ручку). Негативных проявлений в поведении у сына не заметила. Идет в сад спокойно, но там может иногда покапризничать. Вопрос в следующем: не повредит ли долговременное пребывание в средней группе 2хлетке в психологическом плане в будущем или стоит срочно искать другое решение? Заранее благодарна.

Диана

Диана, добрый день.

Если говорить именно о психологическом моменте, то для ребёнка важно, чтобы ему было спокойно и комфортно где-то быть. Чтобы он чувствовал свою важность, что для него здесь есть место.

Понаблюдайте за состоянием сына после сада: насколько он замкнут, тревожен, зол, взбудоражен. Или наоборот – спокойно приходит домой, радостно общается с вами. Не изменились ли у ребёнка после начала посещения сада сон, аппетит, физическое самочувствие.

Главный секрет развития в том, что оно идёт только из точки покоя. Если ребёнка что-то тревожит, он с чем-то не справляется, за что-то борется, то линия развития немного притормаживает. Поэтому неблагоприятная для ребёнка обстановка в саду может повлиять на это.

Плюс, ребёнку важно общение. Важна группа сверстников, после 3-х лет это начнёт чувствоваться более остро. Здесь вам в помощь секции, кружки, площадка, друзья вне сада.

Ситуация с садом вызывает много вопросов. Как правило, группы в садах, в том числе государственных, рассчитаны не только на уход и присмотр. Воспитатель – это педагог, который выполняет и обучающую функцию. У каждой группы есть программа, они что-то изучают, читают, делают поделки.

Есть детские сады со смешанными группами, там представлены детки разных возрастов. И программа, соответственно, также строится из специфики группы.

В чём-то воспитателя, к которому попал ваш ребёнок, можно понять. Возможно, дело не в том, что «не довольна», «не хочет интегрировать», а в том, что просто не знает, как это сделать. У четырёхлеток иная программа, им нужны иные активности, нежели двухлетке. В ситуации, когда в группе оказывается маленький ребёнок, очень непросто найти занятие, устраивающее всех.

Если есть возможность, постарайтесь поговорить с воспитательницей, поделиться своими переживаниями, что ребёнок никак не интегрируется, что вы понимаете всю сложность её положения. Чтобы прийти к какому-то взаимопониманию, нужно говорить.

Для ребёнка 2-х лет в большинстве садов существуют группы ГКП. Это то самое нахождение в саду до обеда, несколько часов, часто ещё и в присутствии мамы. Т.к. оптимальным для начала хождения в сад на полный день всё же считается возраст около 3-х.

Если есть возможность, для ребёнка лучше, чтобы он находился с вами или в группе сверстников, где его замечают и обращают на него внимание.

Если вашу ситуацию со старшей группой невозможно изменить, постарайтесь найти другие выходы:

1. Уделять ребёнку много внимания, интересоваться его жизнью в саду, заботиться и поддерживать, соответственно возрасту;

2. Найти общий язык с воспитательницей, по-человечески войти и в её непростое положение, понять и попробовать договориться;

3. Обговорить ситуацию со штатным психологом (в саду), при необходимости специалист может оказать помощь, обратить внимание на сложившиеся обстоятельства и психологический комфорт ребёнка в них;

4. Обеспечить ребёнка активностью, играми со сверстниками и за пределами сада.

И, возвращаясь к началу, самое главное – ориентироваться на ребёнка. Если его спокойствие нарушается, если видите, что в группе ему плохо, он медленнее (чем раньше) развивается, возвращается к старым, уже пройденным формам поведения, становится раздражительным и агрессивным (или наоборот – подавленным, словно «пришибленным»), чаще болеет – всё это знаки, что психологический комфорт под угрозой или уже разрушается. В этом случае ситуация требует более радикальным решений.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»