Вопрос специалисту

Дочь всегда была застенчивой

Дочь всегда была застенчивой

Добрый день! Дочка всегда была застенчивой, я списывала на возраст. Само не проходит. Думаю, становится хуже. С мало знакомыми не говорит вообще, избегает прикосновений, даже предмет в руки передать не хочет. У врача плачет. Если начинается осмотр, дергается, кричит. По ощущениям, мое детство было таким же. Не так выраженно. В ясли я пошла в 1,5 года. Дочка к саду до сих пор не привыкнет. С детьми общается, если они инициируют. Воспитателей игнорирует полностью. Сидит в кресле весь день, за исключением прогулки и туалета (по моей просьбе отводят, иначе мокрая сидит). Платный психолог считает элективным мутизмом. Рекомендует личные консультации с ней или же показать, что чужие взрослые безопасны (детский садик без принуждения или рисование в центре развития и т.д.). Причину не назвала. Похоже, что я где-то или напугала, или недохвалила. Мама я не идеальная. У нас с ней отношения сложнее, чем с младшим. Требую больше от нее. Она, правда, умница. Из-за стационара сразу после роддома старались избегать общества широкого с целью минимизировать риски заболеваний. Года в 2 задумались о посещении развивающих занятий, но дочка интереса не проявила, когда я предложила, а я решила, что рано ей. В остальном-то она развивалась нормально. Не интересно, и всё. С 3 лет же интерес к сверстникам. Надеюсь, что дочке можно помочь. Как это сделать? Сидеть с ней вместе на развивающих занятиях? Посещать государственный или частный садик? Если начать с частного, а потом в государственный пойти? Необходимы ли личные встречи с психологом для коррекции поведения или лучше адаптировать ее к детскому коллективу? Стоит ли продолжать в госсадике, если за месяц дочка на контакт не идет с воспитателем при посещении 5 дней в неделю полный день. Пора за это время привыкнуть? Есть младший братик, рядом с ним она гораздо увереннее, разговаривать по-прежнему отказывается с "чужими", но не так скована. Ходить с ними в зоопарки, музеи, театр? Наверное, постоянная группа общения, как в детских центрах, предпочтительнее? Прошу прощения за сумбур. Заранее благодарю за внимание к моему вопросу.

Анна

Анна, добрый день!

Прежде всего хочется сказать, что элективный мутизм сейчас среди детей не так редок. И в подавляющем большинстве случаев он успешно корректируется, особенно при раннем обнаружении, как у Вас, и обращении к специалистам.

Однако нужно помнить, что ни один психолог самостоятельно не может поставить такой диагноз. Настоятельно рекомендую Вам обратиться за консультацией к неврологу (для исключения соматического заболевания), нейропсихологу (для оценки уровня сформированности мозговых структур), логопеду (для проверки артикуляционного аппарата). Кроме всех вышеперечисленных специалистов можно обратиться к детскому психиатру, с должной квалификацией, и, что важно, хорошими отзывами. Не стоит бояться обращаться к подобным специалистам, это бывает необходимо, чтобы на раннем этапе выявить и скорректировать тревожные расстройства или подобные им заболевания, мешающие развитию.

В случае, если элективный мутизм будет подтверждён несколькими специалистами, коррекцией занимается именно психолог. Несмотря на то, что поведенческая терапия на данный момент хорошо зарекомендовала себя в работе с мутизмом, готовых схем коррекции всё же нет. Каждый случай индивидуален, требует разбора и полного участия специалиста.

Нужно отметить, что не только ребёнку, но и Вам желательно ходить к психологу. В данном случае важна именно комплексная работа – помочь ребёнку «войти в мир», скорректировать неадаптивные способы взаимодействия в семье, помочь Вам установить гармоничные отношения с дочерью, поддерживая её инициативу.

Так что Вы получили совершенно адекватные рекомендации от специалиста, к которому обращались – необходимо «вводить в мир» ребёнка, работать с психологом, показывать безопасность окружения.

Я не могу наверняка сказать, лучше ли ходить на развивающие занятия, в государственный или частный сад. Значение имеет не место, а атмосфера и условия вокруг ребёнка. Желательно сейчас начать социализацию ребёнка, причём постепенно, очень медленно, но расширяя ситуации общения, усложняя условия.

В идеале, если ребёнок остаётся без Вас в учреждении, с ним следует быть брату и тьютору. При этом желательно взять тьютором человека, к которому ребёнок уже более или менее привык, кого знает и кому доверяет. Либо плавно ввести нового человека в жизнь – как того, кто будет охранять ребёнка, помогать ему и заботиться.

Не стоит оставлять ребёнка дома или весь день быть рядом с ним, на случай, если что-то произойдёт. Вам необходимо поощрять инициативу дочери, стимулировать её игры с другими детьми. Момент игр особенно важен, потому именно в них происходит естественная стимуляция речи. Игра позволяет сместить акцент ребёнка с самого себя на ситуацию, снять напряжение, отыграть какие-то переживания. Поэтому рекомендую не только поощрять игру Вашего ребёнка с другими, но и Вам с ней периодически проигрывать какие-то ситуации дома, в безопасной обстановке.

Побольше сами разговаривайте с Вашей девочкой. Очень важно, чтобы у Вас был искренний интерес к её миру, её чувствам. Ни в коем случае не нужно зацикливаться на диагнозе, строить всю свою жизнь и жизнь ребёнка исходя из него. В этом вопросе грань очень тонкая, но её нельзя переступать: диагноз необходимо корректировать, заниматься этим, но он не должен стать единственным источником связи между Вами и Вашей дочкой. Ваше внимание не должно быть направлено на ребёнка только из его особенности. Попробуйте периодически словно не замечать его, позвольте и себе, и дочке жить естественной нормальной жизнью.

По поводу причин, в этом вопросе нет единого и чёткого мнения. Существует много факторов, которые способствуют развитию заболевания. Это и наследственность, и определённая обстановка в семье, и личностные особенности ребёнка, и возможные расстройства психики разной степени выраженности. Однако очень сложно сказать, что именно привело к мутизму.

Важно не что привело, а что теперь с этим делать:

  • Обязательно посетить невролога, нейропсихолога, логопеда, возможно – психиатра;
  • Ребёнку - заниматься психологической коррекцией;
  • Вам – посещать психолога;
  • Безусловно любить ребёнка и поощрять её инициативу.

Все мы очень разные, и детьми мы были тоже разными. Вам нужно помочь дочке адаптироваться к людям и научиться жить среди них. Но не заставлять её «ломать» себя, идти наперекор своим личностным особенностям. Ведь главная задача родителя – научить ребёнка самостоятельно обустраивать свою жизнь, чтобы она была счастливой, какими бы особенностями он ни обладал.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»