Здравствуйте, Елена.
Существует такое понятие, как кризис двух лет. Он характеризуется тем, что ребенок пробует другие поведенческие реакции не такие, как раньше. Раньше ребенок был в полном слиянии с вами. Теперь ребенок сепарируется, чувствует себя самостоятельной единицей, хочет пробовать что-то новое. Ребенок в этом возрасте учится отказываться, он активно копирует значимых взрослых. Он хочет делать сам, но пока не знает, что хочет и как делать.
Вам сейчас важно показывать на собственном примере то, чего вы ждете от своего ребенка и учитывать возрастные особенности. Так, например, в год и десять у ребенка еще отсутствуют навыки саморегуляции, он не может быстро прекратить то действо, которое делает, не может остановиться по команде, не может давать себе отчет в происходящем, оценивать последствия «за» и «против» и прочие вещи, которые могут дети более старшего возраста. Например, отслеживать причинно-следственные связи и контролировать себя ребенок научится к школьному возрасту.
Ваша задача сейчас – этому просто учить. Есть довольно популярная игра – сесть на стул, когда в центре круга стоят стулья, по количеству на один стул меньше, чем бегающих вокруг детей. Эта игра учит навыкам саморегуляции. Также, вы наверняка знаете игру «Море волнуется раз». В нее тоже стоит играть часто, чтобы обучать ребенка самоконтролю.
Кроме того, в этом возрасте ребенок воспринимает не физические свойства предмета, как это было раньше, а уже функции. Для этого ребенку нужно некоторые игрушки разламывать, изучать физические свойства предметов: как быстро они падают на пол, что разбивается, а что нет; когда происходят сколы; с какой высоты игрушка упадет громко, с какой тихо. Все это очень интересно и узнать это можно только опытным путем. Отрабатывайте интересующие навыки ребенка экологичным способом. То есть, играйте в игры, которые будут показывать то, как ведут себя разные предметы. Разбирайте игрушки вместе, роняйте предметы, показывайте, как разбивается стекло, как летит перышко, проливайте воду, сыпьте песок и т.д. Ни в коем случае не запрещайте, не требуйте остановиться, не наказывайте ребенка за это. Это познавательная активность и если вы сейчас заблокируете ее, то потом возможно будут проблемы с мотивацией в школе.
И да, если ребенок делает это только в порыве гнева, раздражения, разочарования и так далее, то развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите осознавать свои состояния и проявлять их экологично. Как еще ваш ребенок может показать свою злость? Можно ли вашей дочери сказать вам «нет»? Старайтесь не запрещать нынешний способ реагировать, а заменить его на другой.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»