Вопрос специалисту

Если дочери что-то не нравится, она бросает вещи

Если дочери что-то не нравится, она бросает вещи

Добрый день. Последнее время стала замечать, что если дочери что-то не нравится, она бросает вещи. Постоянно объясняю, что так делать неправильно: вещи ломаются и перестают работать. Но результата нет.

Елена

Здравствуйте, Елена.

Существует такое понятие, как кризис двух лет. Он характеризуется тем, что ребенок пробует другие поведенческие реакции не такие, как раньше. Раньше ребенок был в полном слиянии с вами. Теперь ребенок сепарируется, чувствует себя самостоятельной единицей, хочет пробовать что-то новое. Ребенок в этом возрасте учится отказываться, он активно копирует значимых взрослых. Он хочет делать сам, но пока не знает, что хочет и как делать.

Вам сейчас важно показывать на собственном примере то, чего вы ждете от своего ребенка и учитывать возрастные особенности. Так, например, в год и десять у ребенка еще отсутствуют навыки саморегуляции, он не может быстро прекратить то действо, которое делает, не может остановиться по команде, не может давать себе отчет в происходящем, оценивать последствия «за» и «против» и прочие вещи, которые могут дети более старшего возраста. Например, отслеживать причинно-следственные связи и контролировать себя ребенок научится к школьному возрасту.

Ваша задача сейчас – этому просто учить. Есть довольно популярная игра – сесть на стул, когда в центре круга стоят стулья, по количеству на один стул меньше, чем бегающих вокруг детей. Эта игра учит навыкам саморегуляции. Также, вы наверняка знаете игру «Море волнуется раз». В нее тоже стоит играть часто, чтобы обучать ребенка самоконтролю.

Кроме того, в этом возрасте ребенок воспринимает не физические свойства предмета, как это было раньше, а уже функции. Для этого ребенку нужно некоторые игрушки разламывать, изучать физические свойства предметов: как быстро они падают на пол, что разбивается, а что нет; когда происходят сколы; с какой высоты игрушка упадет громко, с какой тихо. Все это очень интересно и узнать это можно только опытным путем. Отрабатывайте интересующие навыки ребенка экологичным способом. То есть, играйте в игры, которые будут показывать то, как ведут себя разные предметы. Разбирайте игрушки вместе, роняйте предметы, показывайте, как разбивается стекло, как летит перышко, проливайте воду, сыпьте песок и т.д. Ни в коем случае не запрещайте, не требуйте остановиться, не наказывайте ребенка за это. Это познавательная активность и если вы сейчас заблокируете ее, то потом возможно будут проблемы с мотивацией в школе.

И да, если ребенок делает это только в порыве гнева, раздражения, разочарования и так далее, то развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Учите осознавать свои состояния и проявлять их экологично. Как еще ваш ребенок может показать свою злость? Можно ли вашей дочери сказать вам «нет»? Старайтесь не запрещать нынешний способ реагировать, а заменить его на другой.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»