Вопрос специалисту

Если ребёнка обидели

Если ребёнка обидели

День добрый. Сегодня на утреннике в честь 23 февраля моего сынишку сильно схватила за предплечье и усадила на стул сотрудница дс посёлка "Авангард". После этого праздничная часть для ребёнка закончилась. Он закрыл личико ладошками и тихо плакал, не понимая, за что его обидели?! Весь вечер у ребёнка только и разговоров "почему его обидела Ольга Иосифовна? Он же ХОРОШО себя вёл"?! Иду к заведующей в понедельник, но ребёнок сказал, что в сад больше не хочет идти. Вдруг его опять будут хватать за руку(( Что нам делать?

Татьяна

Татьяна, здравствуйте!

Вашего сына можно понять – с ним поступили несправедливо, причём ещё и применили физическую силу. Представьте себя на его месте. Думаю, любой взрослый в такой ситуации почувствовал бы обиду, раздражение, злость. Но мы, взрослые, можем что-то сделать, чтобы отстоять свою позицию, а ребёнок – нет. Детей учат слушаться взрослых и считать, что любое их действие – правильное. Поэтому к вине и злости примешивается ещё и бессилие – неспособность изменить ситуацию. А если есть человек, который меня несправедливо обижает, «затыкает», применяет физическую силу, а я ничего не могу с этим поделать, – зачем мне встречаться с ним?

Вы правильно делаете, что идёте разговаривать с администрацией. Возможно, стоит в большей степени поговорить с сотрудницей дс, из-за которой произошла ситуация. Кем бы они ни работала, она не имеет права применять физические методы воздействия по отношению к детям.

Стоит попросить её извиниться перед ребёнком. Дети очень хорошо чувствуют, когда с ними поступают несправедливо. И просить прощения за такое поведение – прерогатива по-настоящему взрослого и мудрого воспитателя и родителя, способного признать свои ошибки, объяснить ребёнку всю ситуацию и нести ответственность за свои действия.

Вам самой необходимо несколько раз проговорить с сыном сложившуюся ситуацию. Послушать его точку зрения – что произошло; как так получилось, что его усадили насильно; почему он не сел сам; что он хотел увидеть на празднике; услышал ли он вообще, что нужно сесть; что он почувствовал, когда его посадили; что он чувствует сейчас; чего боится в детском саду; что хочет услышать от воспитателя.

Помогите ребёнку прожить эту ситуацию – озвучьте его чувства, покажите, что Вы понимаете это состояние и поддерживаете его, что Вы находитесь рядом с ним и на его стороны. Например, такими фразами: «Тебе было очень обидно, когда с тобой так поступили, я понимаю, я бы тоже разозлилась и обиделась на такое отношение к себе», «Мне бы не хотелось снова идти в сад, потому что я бы не хотела видеть эту воспитательницу, а тебе почему не хочется?», «Я понимаю, как тебе обидно. Я с тобой, расскажи мне ещё раз, что там произошло», «Что бы ты сейчас хотел услышать от воспитательницы? Ты бы хотел, чтобы она извинилась? Или тебе хочется поговорить с ней и рассказать, что она поступила несправедливо?».

Раз за разом проговаривая с ребёнком те события, называя его эмоции, слушая его переживания, вы позволяете ему прожить ситуацию и понять её. Вы показываете, что, да, случилось что-то плохое, но это можно пережить, и Вы находитесь рядом с ним в процессе переживания, помогаете ему в этом. Таким образом, Вы превращаете неприятное событие для ребёнка в пример того, как можно с ним справиться, учите понимать свои чувства и искать ресурсы внутри себя.

Вы можете поговорить со всей администрацией дс, но, к сожалению, не сможете их переубедить, если они видят ситуацию иначе и действуют из принципа «кто взрослый, тот и прав». Но в Ваших силах окружить ребёнка теплом и помочь вынести из обиды ценный опыт понимания своих чувств и того, что с ними можно сделать, как их вынести и «переварить». Таким образом, Вы превратите обиду, злость и бессилие в источник сил, понимая себя, своей позиции в этом мире, права отстаивать собственное человеческое достоинство.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»