Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в таком случае: утром дочка не хочет идти в детский сад. На все наши уговоры звучат хамство и обзывательства в ответ. Она знает, что за такое поведение предусмотрено наказание в виде лишения мультиков и лишения похода на детскую площадку. Имеет ли смысл такое наказание? Ведь проступок совершен утром, а наказание наступает только вечером. И нужно ли оставлять в силе наказание, если после садика ребенок извинился за хамство?
Здравствуйте!
Если мы пониманием наказание как следствие определённого поведения ребёнка, то оно может иметь место.
Что нужно учитывать:
- Наказание не должно касаться того, что жизненно необходимо ребёнку, в том числе времени, проводимого вместе с вами.
- Ребёнок должен хорошо понимать, что получает наказание в качестве последствия за своё поведение. Для этого важно проговорить ребёнку несколько раз (в том числе вечером), сложившуюся ситуацию. При этом выдержать её злость и негодование: озвучить их, сказать, что вы видите, как она расстроена, тем не менее, к примеру, сегодня мультфильм посмотреть не получится.
- Наказание может быть только за конкретные действия, не за то, какой ребёнок сам по себе. Оно не должно выражаться в вашем общем недовольстве девочкой, унижении, отвержении, лишении внимания и любви.
Таким образом, наказание – это лишение чего-то приятного, что нравится ребёнку, что не касается вашего тепла и принятия. Вы можете быть недовольны только действиями, а не личностью. Иначе в психике ребёнка сформируется связка «то, что я делаю – это я и есть», а значит, «чтобы меня любили, мне нужно выполнять ряд условий».
Плюс, важно помнить, что самое большое наказание для ребёнка – это отсутствие родительского одобрения. И если в момент хамства вы выражаете протест, проговариваете, что такое поведение неприемлемо для вас и вашей семьи, уже это даёт вашей дочке понять, что её поведение вызывает негативную для неё реакцию.
Однако если грубость, хамство, обзывательства повторяются из раза в раз перед походом в сад, есть смысл не только пресекать их с помощью дополнительных мер, не только объяснять раз за разом правила поведения и общения (что тоже важно), но и обратить внимание на причины подобного поведения.
Если ребёнок чувствует себя стабильно хорошо, если ему радостно в саду и дома, если он расслаблен, то поход в сад вряд ли вызовет такой протест, особенно если период адаптации уже позади.
Постарайтесь проанализировать, по какой причине девочка может так себя вести. Например:
После какого момента это началось? Что предшествовало? Что произошло в семье или в детском саду? Был ли у ребёнка стресс в садике? Был ли серьёзный конфликт дома, который мог привести к накопленной злости у ребёнка, которую не получилось или было нельзя сразу вам предъявить?
Как складывается сейчас обстановка в семье? Есть ли в общении между членами семьи место обзывательствам и неприемлемым словам? Дети чувствуют напряжение между родителями, даже если не являются прямыми свидетелями конфликтов. А это может отражаться на всех сферах их жизни и на их эмоциональном состоянии.
Как вы сами сейчас себя чувствуете? Есть ли у вас внутри тревога, напряжение, агрессия, которую невозможно выразить? Часто в детско-родительских отношениях срабатывает интересный механизм: ребёнок «проявляет через себя» то, что не получается отреагировать у мамы.
Попробуйте обратиться к самому началу, когда впервые появилось такое поведение, и проанализировать все обстоятельства жизни ребёнка на тот момент. Это поможет найти ключик к пониманию истинных причин.
Отвечая на ваш последний вопрос, в целом, в отношениях с ребёнком и в его воспитании важно быть последовательным. Если вы не следуете своим обещаниям, для ребёнка это сигнал о вашей непредсказуемости. Он вносит путаницу в понимание границ и правил.
Однако в жизни всё гораздо сложнее и часто решается ситуативно.
Если вы видите, что девочка просит прощение искренне, можно проговорить ещё раз вечером сложившуюся ситуацию. Не отменять наказание молча как само собой разумеющееся, а ещё раз обсудить, что случилось. И возможно, расспросить её о причинах, о том, что происходило с ней, хотела ли она идти в сад (если нет – почему), не злится ли она на родителей (если да – за что). Это позволит вам улучшить отношения с дочкой и разобраться, что ей движет в моменты неприемлемого поведения.
Желаю вам удачи.
Психолог Портала «Я – родитель»