Вопрос специалисту

Из-за учителя дочь стала замкнутой

Из-за учителя дочь стала замкнутой

Дочь в дошкольном возрасте была очень активным ребёнком, везде участвовала, легко вливалась в любой коллектив. Сейчас она стала очень замкнутой. Я, конечно, понимаю переходный возраст и все вытекающие, но она не может найти общий язык со своими сверстниками. Она просто стоит в стороне и боится разговаривать, а потом очень сильно переживает что ее не позвали участвовать в том или ином мероприятии. 

На мои вопросы она просто молчит, агрессии нет, просто молчит, я уже боюсь у неё, что то спросить, боюсь, что я своими вопросами доведу ее до слез. Эта проблема стала возникать, когда она пошла в школу. У меня есть подозрение, что учитель перегибает с дисциплиной в школе. Она им только указательный палец покажет они уже все по стойке смирно все стоят. Первые годы дочь жаловалась, что учитель на них кричит и требует, но, не придала этому значение все-таки из садика в школу перешли, больше требований. 

Но сейчас ситуация уже на грани, я очень переживаю что мой любимый ребенок, превращается в замкнутого. В классе с коллективом у неё проблем нет. Вот сейчас она поехала в лагерь, в который очень хотела, первые дни все было отлично, доченька звонила счастливая, теперь еле вытянула из неё, что случилось, почему она такая не весёлая, оказалось, что не берут участвовать в конкурсах, и расплакалась. Я позвонила воспитателю, спросила, что не так, она сказала, что берем всех детей, кто хочет участвовать, а она стоит в стороне и молчит. Помогите с решением этой проблемы. Заранее спасибо.

Наталья

Здравствуйте, Наталья.

Да, действительно переход из детского сада в школу знаменуется не только сменой деятельности и новым коллективом. Теперь учитель становится значимым взрослым, а игровая деятельность сменяется на изучение. Если дошкольник больше времени проводит с родителями и их мнение значимо, то школа прививает мысль о том, что слушать нужно учителя. Очень жесткий, требовательный учитель вполне может сменить привычные навыки и стереотипы поведения и даже сломить неудобного ребенка. Поэтому я вам настоятельно рекомендую обратиться к психологу и проработать данную ситуацию. Если специалист посчитает, что ребенок находится в глубоком стрессе и требуется «смена декораций», то стоит рассмотреть возможность перехода либо в другой класс, либо в другую школу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

В любом случае из стресса необходимо в ближайшее время выходить. Начните с пересмотра режима дня. Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше отдыхал, учите релаксации. Следите за качеством и количеством сна. Снижайте значимость хороших оценок и успеваемости. Разрешайте ребенку ошибаться, говорить «нет» сверстникам и взрослым, делать опрометчивые поступки и прочее. Не наказывайте, больше поддерживайте. Говорите, что вы верите в своего ребенка, что вы любите ее любой, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ошибка случится, осуждайте не ребенка, а поступок. Например, не «ты плохая ученица», а «я тебя люблю, но я недовольна очередной двойкой. Давай вместе подумаем, что поможет тебе ответить в следующий раз?».

Возможно, стоит поговорить с учителем, если у вас есть контакт. Может быть, учитель готов к послаблению для вашего ребенка. Сделайте так, чтобы хотя бы в семье ребенок проявлял инициативу. Дайте девочке домашние обязанности, за которые она будет нести ответственность, а значит и решение будет принимать тоже она. Например, полив цветов или выгул собаки.

Обсудите с вашим ребенком, чего конкретно она боится. Возможно, стоит сделать следующее упражнение. Пусть вам дочь назовет основные моменты, которых она боится. Потом, рядом с каждым пунктом придумайте вместе, что можно сделать для того, чтобы этого не допустить (профилактика). И далее добавьте, распишите по пунктам, что будете делать вы и ваша дочь, если все-таки произойдет то, чего она боится. Например, она боится, что дети будут смеяться. Что нужно делать превентивно? Хорошо подготовиться к уроку. Научиться отшучиваться вместе с детьми. Наладить отношения в классе. Если все-таки они засмеются, нужно посмеяться вместе с ними. Попросить этого не делать. Проигнорировать и т.д.

Дома чаще, больше разговаривайте с ребенком. Поощряйте всяческие рассказы и инициативу. Возможно, у вас есть возможность, пригласить детей, с которыми девочка сможет отработать новые навыки.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»