Вопрос специалисту

Как донести до ребёнка правила поведения на улице?

Как донести до ребёнка правила поведения на улице?

Здравствуйте! Моему сыну 5 лет, сегодня пришла в шок и, честно, не знаю, что делать!! Мой сын гуляет во дворе со старшей дочкой, которой почти 8 лет. Также гуляют знакомые мамочки, которые контролируют, если что, ну и мне всё говорят. Я с балкона посматриваю, т.к. работаю дома. Воспитываю детей одна, папа периодически к ним приходит, но вечно всё бегом. Понимаю, что ему не хватает мужского внимания, т.к. приходится кричать с балкона, чтобы он отошёл от мужчин, ко всем пристаёт, общаться хочет, вопросы задаёт. 


А тут ещё стал у всех во дворе попрошайничать, чтобы что-нибудь дали: конфетку или печенинку. Прям нагло лезет в чужие сумки посмотреть, что они купили. Только днём провела беседу, что так делать нельзя. Пошёл гулять, и то же самое. Так ещё и в помойки (урны) стал лазить и остатки чипсов есть. Об этом сказали мамочки, ему говорили выкинуть, а он не слушал. Теперь вообще не знаю, как пускать его на улицу гулять, а мне работать нужно. Как правильнее поступить и донести до ребёнка правила поведения на улице?

Здравствуйте!

Следующие моменты помогут вам донести до ребёнка правила поведения на улице:

1. Рассказывать о правилах нужно тогда, когда внимание ребёнка сосредоточено на вас.

А значит, не когда он играет или смотрит мультик. Не когда вы готовите или увлечены чем-то другим. В руках не должно быть гаджетов или книг.

Хорошо обсуждать это в моменты особенной близости: когда вы вместе проводите время перед сном, или просто обнимаетесь днём, или болтаете о чём-то.

Постарайтесь, если это возможно, присесть к ребёнку, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Тогда получится создать контакт, в котором ребёнок будет более внимателен.

2. Тон разговора желательно использовать мягкий и доброжелательный.

Когда вы кричите и отчитываете малыша, ему страшно. Это не значит, что это плохо и так не надо ни в коем случае делать. Но это значит, что в такие моменты нужная информация до ребёнка может не дойти.

Если вы говорите спокойной, мягко и всё объясняете, ребёнку легче вас понять.

3. Говорите простыми словами, правдиво, но не устрашая. Используйте обороты, которые ребёнок знает. Объясняете, почему нельзя выбегать на дорогу, подходить к незнакомцам или уходить куда-то с ними.

Важно сказать, что если подходит дядя и говорит, что отведёт к маме, то с ним идти нельзя. Потому что он не отведёт. Если вам будет нужно, вы сами спуститесь за детьми и никогда не станете отсылать за ними чужих людей.

Более подробно о том, какие правила детям нужно знать и как их доносить, в том числе применяя игры, вы можете почитать в материалах на нашем Портале:

https://www.ya-roditel.ru/parents/uchimsya-igraya/chto-dolzhen-umet-i-znat-doshkolnik-chtoby-byt-v-bezopasnosti-na-doroge-/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/formiruem-u-detey-navyki-bezopasnogo-obshcheniya-s-neznakomymi-lyudmi/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/bezopasnost-rebenka-na-ulitse/

Есть ещё несколько важных моментов, которые нужно знать.

Дошкольник ещё в силу возраста не до конца понимает, что такое опасность, что может с ним случиться. Он не умеет предугадывать, прогнозировать свои действия, потому что его мозг ещё не созрел до такой степени, чтобы выполнять такие сложные функции.

Ему ещё чисто физически многое не подвластно. В том числе контролировать себя. Он просто не может. Сможет хоть как-то годам к 7, когда лобные доли чуть созреют. Кстати именно поэтому 7 лет – предпочтительный возраст для школы. Среди прочего, дело и в появляющейся возможности себя регулировать.

Но до этого возраста она только развивается, постепенно, медленно. Поэтому ребёнку нужно внимание со стороны взрослых: где-то поймать, где-то напомнить правила (например, что из мусорки чипсы есть не надо, ведь в этом для ребёнка нет ничего ужасного, а сказать себе «стоп» самостоятельно он пока не может, даже если знает, что нельзя, но ему же хочется…), где-то остановить.

Есть много очень простых способов, как вы можете помочь ребёнку развить эти области. Например, играть с ним в игры, где нужно себя останавливать.

Самое банальное: договоритесь, что пока музыка играет, он может бегать, кричать, прыгать, а как только она останавливается, он должен замереть. Для интереса замирать он может в позе любого животного, транспорта, мебели и т.д. А ваша задача – включать музыку, выключать её в разные моменты и угадывать, кем замер малыш.

Очень лёгкая игра, не требует много времени, улучшает вашу связь с ребёнком и хорошо развивает зоны мозга, отвечающие за самоконтроль.

Другой банальный способ улучшить работу этой области мозга – раскраски. В них, конечно, мало творчества. Но зато, чтобы остановить руку, чтобы не вылезти за контур, нужно усердие и умение себя останавливать. Поэтому они тоже хорошо влияют на мозг. Но в разумных количествах.

Этими способами вы можете помочь ребёнку ещё немного «дозреть».

Но важно помнить, что идеала не существует. Что лобные доли развиваются до 21-25 лет. Что даже в школе у ребёнка будут сложности с самоконтролем. И что это нормально.

Поэтому дошкольнику нужно, чтобы за ним следили взрослые. Даже зная правила, он иногда не в силах их соблюдать.

8-летняя сестра не сможет присмотреть за братом так, как взрослый. Она тоже ещё ребёнок. Иногда нам очень хочется помощи. Я понимаю вас. Хочется, чтобы хоть кто-то взял на себя часть хлопот. Потому что быть соло-мамой ужасно сложно.

Но 8-летний ребёнок на это не способен. Она пришла в мир, чтобы развиваться, жить, изучать его, радоваться.

Вы можете учить девочку заботиться о брате и помогать ему. Но вы не можете требовать, чтобы она стала ему второй мамой. Это не её роль. Её роль – быть ребёнком. Да, старшим. Но ребёнком. Которому тоже нужна и свобода, и ваша забота, и чувство, что она в безопасности и под защитой, а не обязана сама обеспечивать чью-то безопасность и защищать.

Это очень важный момент. Старшие дети не могут нести ответственность за младших. Это не их ноша. Это ноша родителей.

Поэтому попробуйте найти возможность и организовать свою жизнь и жизнь ваших детей так, чтобы за ними приглядывали на детской площадке. Это лучший вариант.

Например, вы можете изменить график работы, чтобы иметь час на прогулки. Нанять няню с почасовой оплатой (и сократить ради этого другие какие-то траты, потому что на кону безопасность детей). В крайнем случае – договориться с какой-то мамой на площадке, чтобы она за небольшую плату (денежную или в виде услуги с вашей стороны) более тщательно смотрела за вашими детьми.

Это наиболее оптимальный вариант, который, вкупе со знанием детьми основ безопасности, поможет улучшить ситуацию.

И важно помнить, что детям нужно ваше внимание. Потому что часто они стараются получить от других людей то, чего им недостаёт. Например, ласки, заботы, тепла. Чем больше вы наполняете жизнь детей этим, тем больше вероятность, что эти потребности будут закрываться дома и с ними не надо будет идти к чужим людям.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»