Вопрос специалисту

Как наказывать ребенка?

Как наказывать ребенка?

Здравствуйте! Сын страдает психосоматическим неврозом. От криков и стресса у него начинает болеть голова, вплоть до слез. Физически ребенок здоров. Врачи подтвердили, что это особенности нервной системы в совокупности с полученной в раннем детстве сильной психологической травмой (в 2 года ребенок потерял мать). Из-за невроза пришлось сменить класс. Первый классный руководитель часто повышала голос, могла стукнуть по парте кулаком и скинуть учебники. У сына голова болела каждый день. Он приходил и плакал от сильной боли. Помогает только таблетка и сон. Он неглупый мальчик. Хорошо учится. С удовольствием поддерживает «взрослые» разговоры. Но в вопросах воспитания, беседы и честного слова бывает, как правило, недостаточно. Лишать карманных денег особого смысла нет, т.к. сын не питается в столовой/буфете, а носит еду из дома, а на «хотелки» тратится не так уж часто. Сажать под домашний арест вообще смысла нет, т.к. ребенок очень «домашний», не любит компании сверстников, невозможно вытолкать погулять. Так вот вопрос: как КОНКРЕТНО можно наказывать сына? Не общие слова о наказании, а именно КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ наказаний, которые можно использовать, с учетом диагноза сына: психосоматический невроз?

Олег

Олег, здравствуйте.

Попробуйте заключить с сыном договор. Пропишите в нем ваши с сыном права и обязанности. Там будет все очень конкретно, но с учетом ваших индивидуальностей. Заочно сделать это невозможно, нужно понимать особенности, режим дня и т.д. А в договоре можно прописать все, что угодно. Тогда у мальчика будет ответственность за свою часть, у вас будет его согласие на пункты договора, а значит, появится право применять санкции. Кстати, о них мальчик будет тоже предупрежден заранее. Это поможет ему самому себя контролировать и сознательно делать выбор, например, опоздать ценой мультфильма или нет.

Попробуйте не применять наказания вовсе, а чаще говорить о том, как надо поступить. Важно – отрабатывать навык, обсуждать возникающие ошибки и работать над ними. По сути, будет работать принцип маятника: на «добро» отвечаете бОльшим добром, а на «зло» - меньшим злом.

Учитесь говорить не только о поступке, но и о своих чувствах. Научите ребенка осознавать все последствия, а заодно и заботиться о вас. Ответственность за ваши чувства он, конечно, не несет, но если он будет знать, что дело не в соблюдении закона ради закона, то, возможно, эффект будет выразительнее.

Вы не описали ни единого проступка мальчика, очень сложно дать конкретику. Важно правильно это делать: обсуждать правила с ребенком заранее, за одну провинность должно быть одно наказание, все должно быть в режиме реального времени, но при условии, что рядом никого нет и, конечно, все должно быть в рамках спокойного общения. Ребенок должен знать, что вы наказываете его за конкретный проступок, а не отвергаете его самого.

Задайтесь вопросом, что вы хотите добиться наказанием? Послушания? Это утопия. Ребенок будет проявлять инициативу до тех пор, пока он психически здоров. Может, утвердить свою власть хотите? Найдите альтернативный способ, например, пойдите вверх по карьерной лестнице. Или вы хотите добиться ожидаемого поведения? Тогда научите, покажите и позвольте ребенку самому решать, принимать ваше предложение или нет. И помните о мотивации. Все, что вы требуете от него должно быть понятно, а зачем? Зачем ему поливать цветы? Чтобы они росли? А ему они зачем? Чтобы было красиво? А вы уверены, что ему это красиво?

Соблюдайте границы, будьте примером, поддерживайте и наказаний может не быть вовсе.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»