Здравствуйте, Михаил. Эмоции обладают огромной силой. Им повинуются наши мысли действия. Они могут подтолкнуть человека к добру или ко злу. Они могут полностью выбить из колеи. И чтобы стать зрелым человеком, надо научиться владеть собой. Сегодня, по мнению некоторых специалистов, умение сдерживать свои эмоции и ладить с людьми также высоко ценится как умственные способности. Всем людям, независимо от возраста и происхождения, сдерживать свои эмоции нелегко. Вашему ребенку, переживающему подростковый возраст, приходится особенно трудно. В книге Рут Белл о возрастных особенностях подростков, говорится: «У большинства подростков внутри бушует ураган эмоций, их охватывают смешанные чувства — безумные, прекрасные и пугающие. Многие, думая о чем-то, одновременно могут испытывать сразу несколько противоречивых чувств. [...] Сейчас ты чувствуешь одно, а через минуту — совсем другое» («Changing Bodies, Changing Lives»).
Анна Гавальда «35 коло надежды», Ди Снайдер «Курс выживания для подроствков» - эти книги помогу вашему сыну (да и вам, родителям) лучше понять самого себя, разобраться, что происходит с телом и душой подрастающего человека, помогут ответить на трудные вопросы и подскажут выходы из трудных ситуаций.
Как научить ребенка владеть своими эмоциями? Многим взрослым трудно описать, какие чувства владеют ими в данный момент. Что уж говорить о детях. Умение оценить свое душевное состояние очень важно. Следующие упражнения помогут ребенку развить умение понимать себя.
Предложите ребенку прислушаться к себе. Если бы его настроение можно было покрасить, то в какой бы цвет? На какое животное (растение) похоже настроение?
Можно вести «Дневник Настроений». Рисовать в нем или описывать настроение каждого дня: это могут быть просто рожицы, человечки или целые картины.
Нарисуйте контур человечка, предложите ребенку разными цветами заштриховать места, где в теле живут разные чувства. Можно рисовать разные контуры человечков для разных чувств.
Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
- Что тебя может разозлить?
- Как ты себя ведешь, когда злишься?
- Что чувствуешь в состоянии гнева?
- Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
- Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
- А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
- Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями.
Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
- чашка (в нее можно кричать);
- листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
- карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
- пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
- подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Загонять эмоции внутрь, скрывать их очень вредно! Важно учить ребенка и учиться самим родителям показывать эмоции, «выплескивать» из социально приемлимыми способами. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
На нашем сайте есть статья, в которой описаны упражнения, помогающие ребенку сбросить напряжение, лучше изучить свое тело, лучше понимать себя
Анна Зубкова, специалист