Вопрос специалисту

Как найти баланс между участием в жизни ребёнка и контролем?

Как найти баланс между участием в жизни ребёнка и контролем?

Здравствуйте. Как найти баланс между участием в жизни ребёнка и контролем? Шестой год работаю дома, без напоминаний и контроля выполнение домашнего задания нереально. Как только ослабила внимание- съезжает на тройки. Девочка не глупая, память отличная, читает с 5 лет, много грамот и дипломов за разные конкурсы и олимпиады. Я всегда занималась с ней, но сейчас понимаю, что самостоятельности её не научила. SOS!

Здравствуйте. 
Начну несколько издалека. Когда ребёнок рождается, он зависим от мамы во всех плоскостях: и физически, и эмоционально, и юридически. Потом, по мере его взросления, появляются новые навыки, а вместе с ними права и обязанности. Например, ребёнок учится ходить. Сначала он передвигается, но за безопасностью следит мама. Со временем навык набирает силу, и ребёнок берет на себя полный контроль: следить за скоростью передвижения, рассчитывать траекторию, скорость и прочие параметры. 

Так же происходит и с любой другой сферой. Наша родительская задача - научить детей быть взрослыми. А по факту - передать заботу о себе в руки ребёнка.
По сути весь процесс- это переход от контроля в доверие. Но не смотря на то, что выглядит это линейно, на самом деле, это череда точечных решений. И принимать их важно учитывая три сферы: я, ребёнок и то, что между нами.

Для этого стоит задавать себе следующие вопросы:
1. Что я чувствую, что я думаю, что я делаю, чего я хочу, какая моя потребность сейчас открыта, как я могу её удовлетворить разными способами. 
2. Что делает мой ребёнок, что он чувствует, какая потребность руководит его поведением, как её можно удовлетворить.
3. Где мы, что было вчера, какой контекст в формате наших отношений, здоровья, безопасности.

Здесь вы найдёте баланс между контролем и доверием. Появится возможность не проваливаться в крайности, а доверять моменту, текущему состоянию и обстоятельствам.
Важно понимать, что каждый наш выбор- это не только приобретения, но и потери, страхи и цена последствий. Например, доверие - это живой близкий контакт, крепкая связь и взрослая позиция. А ещё - это ранимость и некоторая доля зависимости от действий другого.

Контроль - это власть, ощущение управления, возможность ощутить себя важным и значимым и минимизация рисков. Но вместе с этим контроль забирает творчество, близость и чувствительность к моменту.
И тогда желая делегировать ребенку ответственность, мы часто бессознательно не даём этому случиться в жизни. Потому что, например, испытываем страх стать ненужной.

И тогда для того, чтобы процессу дать ходу, нужно проработать сдерживающий вас фактор. Найти его и осознать. А там, где есть видение процесса, если возможность выбора (сейчас боятся и сдерживать или рискнуть и довериться).
У каждого из нас эта схема индивидуальна. Поэтому нет возможности решить это с помощью книг или разовой консультации. Настоятельно рекомендую вам обратиться к специалисту очно и планомерно работать со своим запросом. Список учреждений бесплатного социального обслуживания семей и детей вы можете найти на нашем Портале - Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»