Как объяснить подростку недопустимость поведения

Как объяснить подростку недопустимость поведения

Здравствуйте. Сыну 14 лет. Лидер, увлекающийся, упрямый, но есть и другая сторона медали. Общается с девочкой, у которой проблемы с мамой: девочка курит, сбегает из дома. Вот как только начинает с ней общаться - копирует ее поведение. Последняя из ситуаций: созвонились вчера вечером, что придёт к 11.00 вечера. Не пришёл, телефон выключил, я знала, что он у неё - звоню ей, телефон тоже отключён. Звонила маме - она в трехдневной командировке. Сейчас утро - они не пошли в школу, сидят у этой девочки. Я пока пытаюсь узнать адрес у этой мамы (семья причём благополучная), но как себя вести - я не знаю. Чем больше я пытаюсь договориться с ним о чем-либо (когда приходить домой, уроки и т.п.), тем больше чувствую отпор (попросила быть к 10.00 вечера, значит придёт ночью и т.д.). Подождать, когда он «перебесится»? Тоже не вариант - элементарно в школу ходить надо. Когда разговариваю с ним (всегда спокойно): извиняется, но тут же поступает также. Когда этой девочки нет (допустим, на лето уезжала к папе), с поведением все в порядке: дома всегда в 10.00 вечера, звонит, предупреждает обо всем, все рассказывает, в школу ходит, общается с друзьями, играет на гитаре, читаем, хорошее настроение. Как только она появляется, как будто переключают его тумблером. Как объяснить ему, что такое, как сейчас, поведение недопустимо? Он как будто чувствует безнаказанность, врет и т.д. Уже стоял на учете, недавно сняли (попытались украсть энергетик из магазина с одноклассниками). Не хочу его «ломать», боюсь сделать хуже, хотя иногда думаю, ну все, сейчас позвоню инспектору пдн - получит, но не звоню, хочется решить ситуацию более адекватно. Но как именно себя вести - не знаю, кажется, уже все переговорено, уже мозоль на языке от этих разговоров, извиняется, а потом снова за своё.

Светлана

Светлана, здравствуйте.

Подростковый возраст характеризуется именно таким «пробованием» себя в жизни – ребёнок может сегодня учиться хорошо, завтра – плохо, один день отдавать всего себя близким и родным, а на следующий – курить и пить пиво за гаражами. И это тоже важно – попробовать самые разные варианты того, какой я, каким я могу быть, чтобы решить, каким я быть хочу. Это не хорошо, но важно.

Возможно, для вашего сына общение с этой девочкой является чем-то вроде иного, запретного мира: мира, полного свободы, веселья, каких-то непривычных, непознанных эмоций. Ему хочется их прочувствовать. Что это – быть настолько свободным и самому себе хозяином, не подчиняться чужим правилам, врать, тем самым лишая других права регулировать мою жизнь. Возможно, здесь играет большую роль и любовное увлечение, а эта сторона жизни в подростковом возрасте тоже становится очень притягательной.

Вы оказываетесь в сложной ситуации. Ограничить общение сына с этой девочкой – это столкнуться с его злостью, вплоть до ненависти, желанием отомстить, сделать назло. Это отнять у него свободу, которую он сейчас только пробует на вкус. Во многом это повлечёт за собой ухудшение отношений между вами, при этом не факт, что в тайне от вас он не будет с ней видеться. С другой стороны, пустить всё на самотёк грозит сложностями в школе, возможными опасностями в связи с определённым образом жизни девочки. И как выбраться из этой ловушки – большой и сложный вопрос.

Здесь нет никакого единственно верного решения или пошаговой рекомендации, что делать в этом случае. Пожалуй, самым универсальным способом, как и во многих других случаях, является налаживание или сохранение эмоционального контакта с ребёнком. Он включает в себя уважение и внимание к его жизни, к тому, что сын вырос и многое в своей жизни может решать сам. Попытка понять его точку зрения, услышать его чувства и желание. Возможность поделиться своими опасения и переживаниями. И тёплое, стабильно принимающее отношение, что бы сын ни делал. Помните, вас могут расстраивать его действия, слова, но не он сам. Если в любой ситуации мы остаёмся на стороне ребёнка и пытаемся понять его, жизнь со временем перестаёт напоминать поле боя.

Попробуйте без упрёков, угроз, слёз, прямо, честно и очень по-человечески просто поговорить с сыном. Открыть ему сердце, чтобы он увидел вас – живую маму, переживающую, любящую его, не понимающую, что происходит и как с этим дальше обходиться. Скажите, всё, что лежит на душе, не обвиняя сына, просто поделитесь. Что боитесь, что он не окончит школу, что понимаете, что та девочка ему нравится, но вас тревожит, что это плохо скажется на нём. Что вы очень хотите ему доверять, но он раз за разом врёт, и от этого вам становится только ещё страшнее.

Постарайтесь избежать в этом разговоре ругани. Спросите, что происходит с ним самим, когда он с этой девочкой? Скажите, что вы бы на его месте наверно чувствовали свободу, власть над своей жизнью, над собой. Поделитесь своими воспоминаниями о подростковом возрасте, когда у вас всё было примерно так же. И каково было вам.

И предложите совместно установить порядок, по которому вы будете жить. Чтобы он был выполнимым. Объясните, что, если он говорит, что будет дома к 10 вечера, но не приходит, вы начинаете сильно переживать. Договоритесь о реальных сроках, которые подойдут вам обоим. Обговорите, что в школу ходить тоже необходимо (и тут встаёт вопрос – зачем? Что вашего сына в школе интересует? Чем он увлекается? Хватайтесь за знания о нём, за будущее, каким он хочет жить). Есть правила и «надо» в этой жизни, им подчиняются все, и взрослые, и дети. Но в этом «надо» можно найти что-то хорошее, радостное. В этом «надо» тоже есть свобода, там тоже есть выбор.

Подростковый период сложен. Это нормально, что ребёнок отдаляется, не слушается, иногда врёт, становится словно чужим. И с одной стороны, это, действительно, нужно пережить. С другой – очень важно не терять контакт и тепло, оставаться для ребёнка опорой, понимающим и мудрым взрослым, а не цербером старой, детской жизни.

Ваш сын сейчас становится новым человеком. Он переступает рубикон между детством и взрослостью. Пойдите навстречу этому взрослеющему юноше, попробуйте узнать его по-новому, ещё не мужчину, но уже и не маленького мальчика. Удачи вам!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»