Вопрос специалисту

Как объяснить ребенку, что он учится не ради мамы с папой

Как объяснить ребенку, что он учится не ради мамы с папой

Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку 9 лет, что учиться нужно не для того, чтобы угодить маме с папой, а для дальнейшего будущего самого ребенка. Старается все сделать быстро, лишь бы от него отстали, обманывает, если получает плохие оценки. Екатерина

Екатерина Николаевна

Екатерина, когда ребенку 9 лет, опираться на эту мотивацию - неправильно. В 9 лет никто из детей не может учиться "ради будущего", будущее для младшего школьника слишком абстрактно и далеко, психика еще не развилась до такой степени, чтобы простраивать подобные причинно-следственные связи, а уж тем более мотивировать себя ими. Такой мотив, учиться ради будущего, - прерогатива взрослого, в норме он выходит на первый план в старшем школьном возрасте, в 16-17 лет. Поэтому бесполезно сейчас что-то объяснять ребенку, увещевать, это не подействует, а врет он вам потому, что знает, как для вас важны его хорошие оценки.
Итак, опираться сейчас нужно на другие мотивы. И главным из них для младшего школьника должен стать интерес к самому учению, к познанию нового, именно это - мотив, адекватный возрасту. Младший школьник хорошо учится, если ему интересно учиться. Во многом, это прерогатива педагогов, но и вы можете подумать над тем, как сильнее заинтересовать ребенка учебными предметами, какие формы подачи материала будут увлекать больше и т.д. Второй действенный мотив для младшего школьника - мотив достижения. Не ради абстрактного будущего, а  ради того, чтобы сейчас, сегодня быть лучшим, быть хорошим учеником в классе, чтобы ощущать почаще "я справился!". Для большинства младших школьников это очень важно, однако многие из них, сталкиваясь с трудностями, ставят на себе крест, считают, что они все равно ничего не добьются, а значит теряют и интерес к учебе.
И да, третий мотив младшего школьника - угодить маме с папой! В этом нет ничего страшного, если он останется у вашего ребенка, но не будет основным. Нужно пользоваться этим механизмом, пока он работает, через год-два он уже станет неактуален. Хвалите ребенка, причем не не делайте акцента на отметках, хвалите за проявленный интерес, хвалите за старание, хвалите за трудолюбие, хвалите за желание узнать больше.
Итак, первое - поймите, что и почему трудно дается вашему ребенку и помогите ему справиться с трудностями. Поверьте мне, нет младших школьников, которые не хотят хорошо учиться, есть те, у которых что-то не получается и потому они переключаются на что-то еще, чтобы не считать себя неудачниками. Второе - используйте для мотивации адекватные возрасту мотивы (познавательный интерес, мотив достижения, похвала и поощрение). Более подробно простроить тактику, исходя из индивидуальных особенностей мотивации ребенка, вам сможет помочь школьный психолог.
Евгения Лепешова, психолог

Анна Зубкова, специалист