Вопрос специалисту

Как определить, отстает ли дочь в развитии?

Как определить, отстает ли дочь в развитии?

Моей дочери з года. Я постоянно сравниваю ее с одногодками и очень расстраиваюсь, если она в чем-то отстает. Не уверена, но подозреваю, что это не совсем нормально. Что мне делать?

юлия

Юлия, здравствуйте!

Я рекомендую Вам для успокоения заглядывать в книги, где описаны возрастные нормы развития детей. Это может быть возрастная психология, где описано, как и к какому возрасту формируются психические процессы. А по вопросам физического развития можно обращаться к педиатру.

Очень важен первый год жизни ребенка. Во сколько месяцев сел или встал ребенок и прочее. В этом возрасте важно отслеживать отставание, которое может быть проявлением серьезных заболеваний. Но чем старше ребенок, тем больше вариативность развития, тем больше проявляются индивидуальные различия, обусловленные генетикой и окружающей средой, насколько она благоприятна или, напротив, неблагоприятна для развития. Дети с хроническими заболеваниями вынуждены преодолевать больше трудностей в своем развитии. Это также необходимо учитывать.

Вам сейчас важно развивать у дочери навыки самостоятельности: еда, сон, гигиенические навыки. И очень важна речь. Именно к трем годам она начинает развиваться, и если нет активной речи после трех лет, то нужно обращаться к логопеду и невропатологу.

Сложно дать более конкретные рекомендации, потому что Вы не указали, что именно Вас беспокоит:

  • то, что при обучении раннему чтению по методике Зайцева Ваша дочь испытывает трудности на фоне детей из ее окружения;
  • или то, что она не умеет лепить куличики, держать ложку или плохо держится на коньках.

В возрасте трех лет развитие детей приобретает яркий индивидуальный рисунок, который задают их родители. Если Вы увлечены ранним развитием, то все-таки не забывайте, что детство – это период жизни, который может стать ресурсным для человека, полным тепла, беззаботности, который вспоминается в трудные моменты жизни. Если ребенок не наиграется в детстве, то какую-то часть школьной или взрослой жизни он будет доигрывать, удовлетворять свои потребности детского возраста.

Анна Зубкова, специалист