Вопрос специалисту

Какие могут быть последствия от долговременного и регулярного просмотра телевизора в раннем возрасте?

Какие могут быть последствия от долговременного и регулярного просмотра телевизора в раннем возрасте?

Здравствуйте! Из-за карантина вынуждена работать удалённо и сидеть дома с маленьким ребёнком (мальчику 2 года, 10 месяцев). Помочь мне некому. Чтобы хоть как-то справляться с работой, я ставлю ему мультики на 2 часа утром и 2 часа во второй половине дня. Малыш сидит и смотрит и ими живёт. Когда выключаю, сильно плачет, играть не хочет, есть не хочет. Может меня ударить. Постоянно требует включить любимую программу, даже в выходные. Я из-за этого сильно переживаю, беспокоюсь, что это негативно влияет на его развитие. Он постоянно хочет смотреть одно и то же. Если включаю развивающие мультики, отвергает и скандалит. До карантина ходил в ясли и телевизор почти не смотрел. Я всегда была против телевизора и гаджетов в младенчестве, но сейчас не вижу иного выхода... Еще один нюанс - мальчик стал очень болезненно и агрессивно реагировать, когда я говорю по телефону (по работе). Может кричать, вырывать из рук, бить и отталкивать меня. Каких последствий можно ожидать от долговременного и регулярного просмотра телевизора в этом возрасте? Как выйти из «порочного круга» мультфильмов и заинтересовать ребёнка игрой? Заранее благодарю за совет!

Здравствуйте.

Мультики способствуют выработке дофамина (гормон счастья). Физиологически его можно получить быстро (мультики, сахар и т.д.) или медленно (достижение цели, обучение чему-то и т.д.). Так вот, если мозг привык получать быстрый дофамин, то формируется некая зависимость, как если бы это было какое-то психоактивное вещество. Отучать нужно теми же способами: жесткие рамки, контроль, режим.

Сейчас у вас есть обстоятельства, которые диктуют правила, вы под них адаптируетесь. Потом будете адаптироваться под новые. Не торопите события хотя бы для того, чтобы не погружаться в чувство вины и страх. Вспоминайте, что это ваше решение и цена возможности зарабатывать. У вас нет иных путей? Нет подруг с детьми, которые могли погулять с вашим сыном? Нет возможности передоговориться на иной график с руководством? Нет возможности снять с себя часть работы? Тогда пока это единственно возможное ваше решение.

Главное – не наказывайте за это ни себя, ни ребенка. Его психика справляется с новыми обстоятельствами, как умеет. Ваша задача – поддержать: «Вижу, что ты хочешь еще посмотреть мультики, понимаю. Знаешь, когда я не получаю то, что хочу, тоже очень расстраиваюсь, и злюсь, и обижаюсь. Но я больше не включу». Не оправдывайтесь и не сдавайте позиций. Нет значит нет, но я тебе сопереживаю.

Старайтесь не привязывать одно к другому. Мультики и агрессию, например. Агрессия – это действие, направленное на защиту кого-то или чего-то. И это нормально. Важно только научиться с ней справляться. «Ух как ты злишься! Я когда злюсь, вот так бью подушку и вот так! А ты как? Покажи!». И бьете ее вместе. Судя по всему, ребенок оказался в нехватке внимания с вашей стороны, потому пытается вас отвоевать. Поддержите, расскажите, что он чувствует, он правда не знает (чувствует что-то, но не понимает что это).

У ребенка еще и кризис трех лет. Там тоже много категоричности и злости. Это нормально. Предлагайте новые способы это прожить. Чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше в ней нуждается.

А игрой можно заинтересовать только если сами заинтересованы. Что вовлекает вас саму? Чем вам нравится заниматься? А что любит ребенок? Все индивидуально. И вам стоит найти ключик именно к своему сыну.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»