Вопрос специалисту

Как помочь ребенку с особенностями?

Как помочь ребенку с особенностями?

Здравствуйте! Ребенку 5 лет. С раннего детства замечала у сына отдельные черты аутизма, не было контакта с другими детьми, мог подолгу складывать книги в ровные стопки, выстраивать машинки в аккуратные ряды. После 5 лет симптомы усугубились, практически не выходит гулять, только если пообещаю что-то купить, каждый раз, когда надо выйти из дома истерики, навыки самообслуживания очень скупые, плохо и долго ест ложкой, плохо рисует, плохо одевается, очень болезненно воспринимает перемены в обстановке, может по нескольку дней плакать по часу-два из-за того, что поменяли люстру в комнате или дверь в подъезде покрасили, аппетит очень плохой. Не реагирует на обращенную речь, как будто не слышит, постоянно переспрашивает, охотно разговаривает только на интересующие его темы. Не скажет, как прошел день, что ел, что пил и т.д. Стал бегать кругами по комнате, агрессивен. Сюжетные игры присутствуют, нужно чтобы я постоянно была задействована в его играх, ждет одобрения и похвалы, с детками играет если только один на один, если деток много замыкается. Постоянно трогает верхнюю губу. Небольшая задержка речи с 2х лет. Аппетит плохой. Садик посещает с большой неохотой, с детками почти не общается, воспитатели стали жаловаться, что на занятиях "выпадает", замыкается в себе. На утренниках просто стоит и молчит, хотя в раннем возрасте пел и танцевал, стал плохо рассказывать стихи. Невролог отклонений не видит, говорит, что есть отдельные черты аутизма, которые в норме могут быть у здорового человека. Психолог ставит ЗРР, дизартрия/ дислалия. Помогите, пожалуйста, переживаю за сына в плане дальнейшего развития, социализации, познавательный интерес очень снижен. Как я могу ему помочь? Он все время в своей скорлупе, из которой его не вытащить.

Наталия

Наталия, здравствуйте.

Заочно сказать тяжело, особенно с учетом оценочных описаний. Поэтому оговорюсь сразу – пишу на основании вашего письма, а значит могу сильно расходиться с реальностью ввиду субъективности суждений.

Итак, я тоже не вижу аутизм. Есть некие признаки, но на уровне расстройства, а не патологии. Здесь важно проводить психологическую коррекцию. И чем раньше вы начнете, тем выше будет эффективность. Важно понимать, что работать не столько с самим ребенком, сколько с вами. Такой ребенок нуждается в безопасной среде, и от вашего поведения будет многое зависеть. Также, настоятельно рекомендую проконсультироваться с детским психиатром. На базе психоневрологического диспансера обычно есть коррекционные детские группы, а также психологи с нужной специализацией. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

А пока постарайтесь пересмотреть свое отношение к ребенку и не давать оценок вроде «плохо». Ребенок это чувствует, а ввиду эмоциональных установок стремится к тому, чтобы радовать вас. Невозможность этого травмирует ребенка еще больше. Перенаправьте свою мысль в позитивное русло, например: не «какой ты медлительный!», а «ты сегодня гораздо быстрее это делаешь!». Это будет подбадривать мальчика, и отношения не будут страдать.

Уважайте его особенности и эмоции. Здесь важно выдержать границу между тем, чтобы не культивировать эти состояния и не запрещать. Например, ребенок плачет из-за смены люстры. Можете обнять, сказать, что сочувствуете, обязательно назовите эмоцию, которую испытывает ребенок, назовите то, что происходит здесь и сейчас. Например: «Ты плачешь от того, что грустно». А можете просто быть рядом. Когда он будет готов к объятиям, он сам подойдет. Ваша задача быть безопасным взрослым, который принимает и понимает. Ни в коем случае не стыдите, не обвиняйте, не запрещайте эмоции. Не заставляйте делать то, что ему тяжело дается. Не требуйте дружить с другими детьми. Наоборот, помогайте адаптироваться и выбирать те альтернативы, которые ему будут даваться проще.

Задержку речевого развития обязательно нужно корректировать. Лучше с врачами. Возможно, стоит проконсультироваться с другим неврологом.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»