Вопрос специалисту

Как помочь ребёнку адаптироваться в саду и не ходить за воспитателем

Как помочь ребёнку адаптироваться в саду и не ходить за воспитателем

Добрый день. Мой сын начал посещать детский сад с сентября. Сначала ходил неделю через две, т.к. болел. На сегодняшний день он ходит три недели непрерывно. Воспитатели жалуются, что он ходит за ними по пятам. Если воспитатель уходит из группы, он начинает ее искать и плакать. Либо кричит: "Ты куда? Иди обратно".


Днем плохо спит в саду. Просыпается и плачет, потом просит то пить, то в туалет. Дома проблем со сном нет. В туалет тоже ходит нормально. Энуреза нет. Поведение после сада нормальное. Рассказывает, как прошел день, что понравилось. На занятиях в саду все выполняет. На утреннике все делал (плясал, пел, стих рассказывал). Подскажите, как помочь адаптироваться ребенку в саду и не ходить за воспитателем? Их нервирует, что он ходит хвостом и в тихий час мало спит.

Здравствуйте!

Поведение, что вы описываете, совершенно нормально для ребёнка младше 3-х лет, который адаптируется к детскому саду.

Дети так устроены: чтобы привыкнуть к какому-то новому месту, особенно если там много других людей, ему нужно найти значимую взрослую фигуру. Эта фигура становится его «маяком», защитником. Малыш начинает следовать за этим человеком, прилипать к нему. Так нужно, чтобы помочь психике адаптироваться. Попасть в новое место и быть в одиночестве среди других людей для многих детишек очень трудная задача.

Учитывая, что дома ваш мальчик спокоен, что в саду он участвует в активностях и выполняет задания, адаптация идет своим чередом и проходит вполне успешно. Однако сейчас иметь воспитателя как опорную фигуру ему, похоже, необходимо. И я бы предложила не пытаться его этого лишать, потому что подобный шаг как раз может негативно сказаться на адаптационном периоде.

Плюс, сделать это довольно трудно. Вы не можете объяснить малышу раннего возраста все обстоятельства, он просто не поймёт. А резкий отпор от педагога вызовет в нём тревогу и злость.

Поэтому вы можете объяснить такие особенности привыкания вашего малыша воспитателям, бережно и с пониманием поговорить с ними об этом. Конечно, педагогам непросто: на их плечах лежит забота о множестве малышей. Но ваше понимание их усилий, признание могут помочь им пойти на уступки и дать вашему мальчику ещё немного времени на привыкание с их помощью.

Также вы можете в обсуждении детского садика с ребёнком переводить его внимание на занятия, которые ему интересны, на то, что ему там нравится. Таким образом вы закрепляете другие опорные моменты, кроме общения со взрослыми фигурами.

Плюс, иногда в адаптации помогают игрушки или другие вещи, которые малыш может забрать с собой в детский сад из дома. Это будет словно связующей ниточкой между домой и садом, между вами и малышом.

Однако, по факту, я бы позволили малышу привыкать в своём темпе и так, как ему это удаётся сейчас. Потому что поход в сад – это большой переворот в жизни, это первая серьёзная разлука с вами, довольно стрессовое событие. И если ребёнок нашёл для себя какие-то ориентиры, чтобы приспособиться, то пусть он держится их. Со временем надобность в них отпадёт, а сейчас фигура воспитателя служит ему большим подспорьем, чтобы мягко и психологически безопасно вливаться в новый коллектив и находиться в новом месте.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»