Вопрос специалисту

Как помочь ребёнку с ОКР?

Как помочь ребёнку с ОКР?

Добрый день, у ребенка ОКР, в тяжелой на данной момент форме. Никуда не выходит, готов жить в ванной комнате, получали консультацию психолога и психотерапевта, пропили лекарства-не помогло. Скоро в школу, и мы не знаем, что нам делать и как себя с ним вести, как помочь ему и себе.

Здравствуйте. 

Такие дети, а также их близкие нуждаются в длительном сопровождении психолога или психотерапевта. Ребёнку нужно научиться справляться с эмоциями и напряжением, а вам оказывать поддержку и держать внутренний баланс. А это вопросы не одной консультации. Медикаментозное лечение может оказывать эффект, но очень кратковременно, если не подключать к вопросу психолога. 

Дело в том, препараты снижают тревогу, но не обучают жить иначе. Если ваши врачи и психологи не придерживаются такой точки зрения, настоятельно рекомендую обратиться к другому/им специалисту/ам. 

Стратегия вашего поведения должна быть примерно такой: важно уважать чувства ребенка, но не подыгрывать ему. Например: "Вижу, что тебе страшно. Мне очень жаль, что ты не сможешь поехать с нами в парк". Старайтесь не признавать ОКР как болезнь или состояние, на которое нельзя влиять. Дело в том, что ОКР часто у детей, которые подсознательно хотят быть хорошими. Мысль примерно такая:"Я сдерживаюсь изо всех сил, я стараюсь, я хороший ребенок для своей мамы". Но психика ищет выход и находит в симптомах ОКР. И тогда ребенок бессознательно умозаключает: "Я хороший, просто ОКР - это болезнь, и я ничего не могу с этим сделать". Поэтому все ритуалы и страхи важно обозначать, как решения и выборы. Очевидно не обвиняя ребенка в этом, а придерживаясь нейтралитет в эмоциях. Например: "Похоже, тебе нравится трогать это". Держитесь одной стратегии поведения сами и заручитесь поддержкой всех членов семьи. Старайтесь не подключать к этому посторонних даже в игровой форме. ОКР не должно влиять на ход течения вашей жизни. Не нужно больше и чаще мыть дом, не стоит ограничивать себя в поездках и прочем. Родитель - ведущий, ребенок - ведомый: это правило сохраняется и для детей с ОКР. Ну и конечно, проявляйте уважение к чувствам ребенка. Не пытайтесь призывать к здравому смыслу, логике и своему опыту. Не высмеивайте и не пытайтесь убедить ребенка в абсурдности его движений. Лучше называйте происходящее, эмоции (его и свои). Если ребенок просит вас участвовать в своих ритуалах, то это делать можно, но лучше брать паузы, например: "Да, конечно, сейчас помогу, вот только доделаю то, что делаю сейчас". Сначала можно брать 1-3 минуты. Потом стоит увеличивать интервал. Также, можно очень увлечённо наблюдать за ритуалами ребенка (без жалости и обесценивания), а потом, если ребенок попросит подключиться, можете делать так, как удобно вам. Если он попросит делать так, как "надо" можно исправиться со словами: "Ах, да, ты же не любишь так, как мне нравится". Все ваши действия должны быть направлены на признание происходящего, но это все так, как хочет ребенок, а не так как "должно быть" или как "приходится делать". Если состояние сопровождается паническими атаками, то стоит обучиться дыхательной технике "квадрат". Это вдох на 4 секунды, потом пауза 4 секунды, потом выдох в 4 секунды и снова пауза на 4 секунды. И так хотя бы 10 раз. Возвращайте ощущения в теле: руку на спину (зона между лопаток), объятия или просто держать за руку. И обязательно следите за своим психологическим состоянием. Следите за качеством и количеством сна, питанием и удовлетворением потребностей. Психике нужны силы, а черпает она их прежде всего в базовых потребностях.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»