Здравствуйте!
Один из самых рабочих инструментов, который помогает нашим детям (в том числе уже взрослым) учиться жить – это наш собственный пример.
То, как вы живёте, насколько активны и заинтересованы, как вы проявляетесь, является для ребёнка опорой. И здесь важно не настаивать всё делать вместе с вами, не тянуть в «приключения» за собой, а действительно получать удовольствие от жизни. Показывать ребёнку, что можно жить вот так: ярко, с азартом, - и это не страшно.
Плюс, есть и другие способы:
- Укреплять самооценку подростка.
Часто в подростковом возрасте она становится ниже, чем была до и чем будет после. Это специфика возрастного этапа, так будет не всегда. Однако это можно учитывать и поддержать ребёнка в его интересах.
Например, в качестве поддержки могут выступать ваши слова уважения того, что у ребёнка получается (реальных результатов). Кроме того, помогает безоценочное принятие, отсутствие осуждения личности ребёнка, отсутствие указаний, что с ребёнком что-то не так и что ему нужно быть каким-то другим.
Самооценка укрепляется в ситуациях успеха: когда ребёнок пробует что-то делать, прилагает усилия, и у него получается. Если вы сможете смоделировать такие ситуации, для вашего сына это может стать большой опорой. А для этого важно знать, что интересно вашему сыну, что ему нравится. И здесь обязательно что-то найдётся (но нужно оставить в сторонке свои оценки чего-то как несерьёзного или ненужного, по-настоящему довериться интересам мальчика, даже если пока что они кажутся глупыми или странными).
- Определить для себя круг вещей, ответственность за которые вы передаёте исключительно ребёнку.
Для подросткового возраста характерно снижение самооценки, как я уже написала выше. Дети в это время ищут себя, многие закрываются, отдаляются от родителей, теряют прежние интересы. И из-за этого иногда родители и дети попадают в замкнутый круг. Он выглядит так:
Подросток, не понимая до конца себя, начинает одеваться в балахоны, чёрные цвета. – Родитель переживает, хочет для ребёнка лучшего, и начинает активно советовать ребёнку другой способ проявляться, читать наставления о том, что нужно быть более активным, более заметным. – Подросток слышит это как критику его личности, словно с ним что-то не так, он не такой, из-за чего самооценка становится ещё ниже. – И мы снова упираемся в ещё больший страх проявляться.
Один из шагов, который может помочь выйти из замкнутого круга – определить круг вещей, за которые отныне ответственность несёт ваш ребёнок. А значит, в которых он свободен. Например, в цветах одежды, цвете волос, обуви и т.п. Так вы даёте ребёнку понять, что его выборы нормальны, что они имеют право на существование. И естественным образом укрепляете его уверенность в себе.
Другой шаг – определить круг обязанностей, которые подросток должен выполнять регулярно. И где он, опять же, сможет ощущать свою самостоятельно и компетентность. Например, в приготовлении завтрака, изучении того, что ему интересно. Такие моменты тоже позитивно сказываются на самооценке.
Вместе с тем есть три существенным пункта, о которых важно помнить:
1. Помните, что люди есть очень разные.
Есть те, кто более деятелен и открыт. А есть те, кто интровертирован, закрыт, сосредоточен на себе и своём внутреннем мире. И нет идеи, что какой-то способ жить правильный, а какой-то – нет. Каждый человек решает сам, как ему будет лучше.
2. Постарайтесь услышать себя: а что именно вас сейчас беспокоит в вашем сыне.
То, как он одевается сейчас и как себя ведёт, возможно, временно. Желание не привлекать к себе внимание, тёмная одежда – это просто факты. Но они приобретают определённые интерпретации, и стоит посмотреть, что это за интерпретации.
Что именно вас беспокоит? Какое будущее вашего сына сейчас вырисовывается у вас в голове? По поводу чего появляется страх?
И дальше можно подумать о том:
- Насколько этот страх реалистичен.
Например, мысль, что ребёнок, который сейчас держится в тени, в будущем ничего не добьётся, не заведёт семью и не найдёт любимую работу, не слишком реалистична. У вашего мальчика впереди ещё огромный путь. И с вашей поддержкой на этом пути он будет сильно меняться, расцветать, взрослеть, становиться всё сильнее.
- Что бы вы делали, если бы отсутствие активности вашего сына не было бы для вас проблемой.
Например, что бы вы делали вместе? Куда бы ходили? О чём бы говорили?
И что может помочь вам сделать всё это прямо сейчас, в имеющихся условиях, несмотря на закрытость вашего ребёнка?
2. Не оставляйте свои тревоги без внимания.
Возможно, есть моменты в вашем ребёнке, которые вас сильно беспокоят и которые вы не указали в письме. Например, депрессивные тенденции, странные разговоры, тревожащие вас мысли мальчика, которые иногда читаются между строк в разговоре с ним.
Этот аспект закрытости детей не стоит игнорировать. Не у всех закрытых подростков он будет. Но если вы замечаете пониженный фон настроения, повышенную агрессивность или плаксивость сына, лучше обратиться к специалисту за очной консультацией, чтобы более ясно видеть, что происходит с ребёнком.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Всего вам доброго!
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»