Вопрос специалисту

Как помочь сыну, который оказался в конфликте?

Как помочь сыну, который оказался в конфликте?

Здравствуйте, проблема в школе. Мой сын учится в первом классе, он очень любит себя и у него завышенное Я. Но он не задира, т.е. детей в классе он просто так не обижает. Но ответить на обиду может и постоять за себя тоже. К сожалению, у него не адекватная реакция на некоторые вещи. Например, если его обозвали «дураком», то он ударит. В классе у них есть мальчик-провокатор, который из исподтишка постоянно моего задирал. То обзовет, то скажет что у тебя семья нищебродов, то треснет. А потом сам первый бежит жаловаться. 

Но при этом они как то умудрялись с моим сыном дружили. Периодически дрались и тут же мирились, вот такое существование. Но произошла история, во дворе они вместе играли, но из этой игры у одного сломан зуб (мой сын) и порван капюшон. На другой день в школе мой решил отомстить за зуб треснул его и написал записки: первая –«Ты умрешь. А.К.», вторая – лицо человека с пистолетом. 

Мать мальчика-провокатора уже обежала всех соседей и пожаловалась на то какой мой сын плохой, и сейчас дети на площадке начинают моему сыну говорить, что он плохой и они за того ребенка. Кроме этого, эта МАТЬ уже обзванивала даже родителей в классе и узнавала кого мой сын бьёт. А он как оказалось дрался только с ее сыном. Сейчас мой ребенок на нервах, он переживает что вот у него оказался такой друг, он все таки с ним целый год дружил. И очень переживает, что из-за этой истории дети перестанут с ним дружить. Тем более после этой истории прошло уже 2 недели, и сейчас этот мальчик опять начинает задирать моего сына, бить его и тоже писать записки, но у него они матные. Как мне поддержать моего сына, как мне ему помочь?

Нина

Здравствуйте, Нина!

Для начала хочу вам сказать, что у вашего ребенка вряд ли завышенная самооценка. И то, что он любит себя – это очень хорошо. В системе ценностей у человека должен быть сначала он сам, потом семья и любимое дело. Очень хорошо, что ваш ребенок умеет постоять за себя и может защитить себя не боясь осуждения, наказаний и последствий.

Другой вопрос, что есть экологичные способы для проявления своих эмоций. Так, например, злость, гнев, раздражение можно разделить на три сектора – желтый, зеленый и красный. Когда ребенка просто задели, не проявляли признаки активного нападения, то это зеленый цвет и тогда нужно агрессору просто сказать: «Не надо так со мной поступать. Мне это не нравится». Если агрессор высказывается негативно, обзывает и т.д., то это уже желтый цвет и нужно сказать, что будет, если нападение не прекратится. И красный свет – это когда есть физическая атака и длительное негативное воздействие на вашего ребенка. В это случае нужно притворить в жизнь обещанное. Например, пожаловаться взрослому, ударить, ответить тем же и т.д.

Личные границы довольно обширная тема, я рекомендую почитать о ней. Оставайтесь всегда на стороне своего ребенка, но при этом не поощряйте противопоставление себя другим детям. Так можно сказать не «ты молодец, что победил того мальчика», а «я рада, что ты умеешь постоять за себя». Важно установить цель не одержать победу, не доказать, что ваш ребенок прав, а в том, чтобы сохранить свою целостность, свою безопасность. Так и с этим мальчиком. Не стоит противопоставлять себя ему, не нужно мстить, не нужно вкладывать туда новую энергию, нужно выйти из травмирующего контакта. Обратите внимание на то, как вы действуете в подобных ситуациях. Станете ли поддерживать эти отношения или уйдете.

Объясните ребенку на примере того же огня, как строятся отношения. Что кислород и бревна – это вся энергия, которая поступает к этим отношениям: будь то ласка, любовь, подарки или это ненависть, месть, злые поступки по отношению к агрессору.

Что вашего ребенка держит рядом с этим мальчиком? Вполне возможно, что с помощью этого ребенка ваш сын скидывает лишнюю энергию. Возможно, он не находит других мест в своей жизни, где можно проявить себя злого, раздраженного. Предложите вашему ребенку экологичный способ спускать пар. Можно поиграть подушками, заняться спортом, покричать, повзрывать картонные пакеты, пострелять и т.д.

Вполне возможно, что ваш ребенок не знает, как иначе проявить какое-то чувство по отношению к мальчику. Развивайте эмоциональный интеллект своего ребенка. Часто (раз в сорок – шестьдесят минут) спрашивайте, что чувствует ваш сын, какие ощущения в теле, что он делает и что хочет делать. Постоянные вопросы спровоцируют ребенка самого обращать на себя внимание и со временем он поймет, какие эмоции он испытывает к противнику, и что на самом деле хочет.\

Кроме того, выход из этих отношений может быть травматичным. Даже несмотря на то, что они столь негативно заряжены, подумайте, что потеряет ваш ребенок, если перестанет общаться с этим мальчиком?

Работая со страхом потерять общение с другими детьми, лучше всего работает дополнительная информация. Разберите со своим сыном всевозможные варианты, которые могут случиться. Подробно их опишите и к каждому варианту предложите свой план действия, что тогда можно будет сделать. Как только ваш ребенок почувствует, что может справиться с любой ситуацией, что вы будете рядом, страх уйдет, и мальчик позволит себе расслабиться.

Ну и конечно, расслабляйте ребенка всяческими способами. Обращайте внимание на режим дня, на количество и качество сна, на полноценность его питания. Обучайте ребенка навыкам саморегуляции, дыхательным упражнениям. Возможно стоит ввести водные процедуры или расслабляющий массаж. Сначала расслабится тело, потом психика. Кроме того, на базе вашей школы должна быть штатная единица психолога. Рекомендую этот вопрос обсудить с ним. Или воспользоваться списком бесплатных служб на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»