Вопрос специалисту

Как повлияет расформирование класса на ребенка?

Как повлияет расформирование класса на ребенка?

При переходе с 4 класса в 5, один из классов расформировывают. Как это может повлиять на психическое состояние ребёнка, эмоциональная нагрузка и так увеличиться, а ещё сложившийся коллектив разбивают?

Егор

Здравствуйте, Егор!

Психика – это довольно сложный орган, работа которого предполагает очень много индивидуальных особенностей, нюансов. Она учитывает обстоятельства, количество и качество поддержки при стрессе и т.д. Поэтому сказать точно и наверняка, будет ли психотравма в конкретном случае или нет, просто невозможно. Больше скажу, даже у одного и того же ребенка, при схожих обстоятельствах одно и то же воздействие, например, уход мамы на длительный промежуток времени, будет в одном случае влечь за собой травматизацию, а в другом случае нет.

Да, действительно увеличение нагрузки наверняка повлечет за собой стрессовую реакцию. А дополнительное воздействие в виде адаптации к новому коллективу только увеличит шансы. Но дело в том, что стресс вызывает любое психоэмоциональное потрясение. Будь то негативный или позитивный опыт. Важно то, как будет вести себя учитель, как поддержите ребенка вы. Постарайтесь на первые три месяца снизить значимость хороших оценок/успехов в дополнительных дисциплинах. Возможно, стоит временно снять домашние обязанности. Позвольте ребенку больше отдыхать. Старайтесь не насыщать его психику в свободное от учебы время. При этом, обращаю ваше внимание, что речь идет о любых воздействиях. Даже поездка в парк развлечений может стать провоцирующим фактором.

Обсуждайте с ребенком происходящее, рассказывайте то, как вы преодолеваете стресс. Обратитесь за помощью к сказкотерапии. Найдите подходящий под вашу ситуацию сюжет (их довольно много в свободном доступе) и читайте эти сказки с ребенком. Обсуждайте сюжет. Спрашивайте, как ребенок понял ту или иную ситуацию. Почему главный герой поступил так или иначе? Как бы поступил в этой ситуации ваш ребенок и т.д.

Помогите ребенку расслабляться, расширяйте его навыки релаксации. Вам помогут водные процедуры, ароматерапия, дыхательные упражнения. Научите ребенка делать десять глубоких вдохов носом и продолжительных выдохов ртом, в случае если он чувствует напряжение и усталость. Чаще спрашивайте, как он себя чувствует. Возвращайте его внимание к ощущениям в теле. Например, с помощью поглаживания или просто задав соответствующий вопрос. Тесная связь психики и тела обеспечит ребенку возможность улавливать усталость в начале и не запускать стрессовую реакцию.

Обеспечьте на это время ребенку полноценное, правильное, а главное разнообразное питание. Так, чтобы хватало всех витаминов и микроэлементов. Недостаток некоторых из них влечет за собой снижение защитных функций организма. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, а качество и количество сна соответствовало возрастным нормам.

Чаще хвалите, поддерживайте, а главное не путайте свои эмоциональные состояния и ожидания с эмоциями вашего ребенка. Вполне возможно, что ребенок вполне спокойно переживает перемены и новый коллектив вызовет больше интереса, чем стресса. В любом случае, чем младше ребенок, тем быстрее происходит адаптация. В вашем случае, ребенок вступает в подростковый период и общение со сверстниками сейчас в приоритете. Поэтому, новый круг знакомств сам по себе не плох. Даже хорошо, что у ребенка есть возможность проявить себя иначе в новом коллективе и попробовать свои силы в новой роли. Не помогайте ребенку, если он этого не просит. Но старайтесь дать ощущения того, что вы всегда рядом и к вам можно обратиться за помощью в любой момент.

На базе школы должна быть штатная единица психолога. Поэтому, если потребуется помощь специалиста, рекомендую обратиться к нему.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»