Возраст ребёнка: 5
Как правильно реагировать на мокрую постель?
Добрый день. Моя дочь мочится в постель. Раньше это было и в дневной, и в ночной сон, но после перехода в новый детский сад в дневной сон "мокрые постели" прекратились на полгода. Вот теперь раз в неделю опять мочит постель в садике. Воспитательницы добрые и грамотные, к детям подход находят быстро. Дома на ночь надеваем энурезный будильник - незначительный эффект есть (медленно, но уверенно). Раньше дочь говорила такую фразу-"хочу маму". Я почти целый день на работе, поэтому внимания уделяла раньше немного. После услышанного - и сказки перед сном, и книжки, поглаживание ручек/спинки, и разговоры, пока дочь не заснет. По обследованиям – почки и мочевыводящие пути без поражения. Дочь уже стесняется этого состояния. Как правильно реагировать на мокрую постель? Какая роль ребёнка в этой ситуации? (пусть сама стирает или я?) Как правильно выявить психологическую картину болезни? Спасибо!
Анна
Здравствуйте, Анна!
Данную проблему необходимо прорабатывать вместе с психологом и подключать к ней детского невролога. Да, существует мнение, что проблему энуреза можно устранить только с психологом, но совместными усилиями это пойдет быстрее.
При этом я настоятельно не рекомендую лечить энурез только силами невролога. Дело в том, что лекарственные препараты могут устранить симптомы стресса у ребенка, но не убрать травмирующий механизм. Чаще всего такое расстройство появляется в результате нехватки родительского внимания и нарушения личных границ.
То есть, например, мама уделяет внимание ребенку, но делит его с телефоном. Или мама уделяет ребенку внимание только если он в этом очевидно нуждается (болеет, например). Малышу качество энергии не так важно, как количество и сила приложенной эмоции. Ему лучше яркая злость, чем тихое присутствие.
Вторая причина, о которой я писала – границы. Например, если ребенка заставляют целовать родственников, хотя ему этого не хочется или отдают его личные вещи гостям без спроса. В этом случае тело находит оригинальный способ защититься от нападения – «пометить территорию». В этом случае обратите внимание на то, как в вашей семье принято проявлять свои эмоции.
А что если речь о социально неприемлемых эмоциях (гнев, зависть, злость и т.д.)? Как тогда можно себя вести? Научите ребенка несколько способам реагирования на те или иные эмоциональные состояния. Научите говорить «нет» даже вам, отстаивать свое мнение и проявлять злость. Но для этого должен быть достаточно развитый эмоциональный интеллект. Ваш ребенок отреагировал на смену садика, это очень хорошо. Но вернулся к энурезу. Значит зачем-то он нужен. Что он дает вашему ребенку? Вернитесь за неделю-две до возврата к энурезу. Что тогда произошло? Что могло послужить толчком?
Как реагировать. Не стыдить, не винить, не фиксировать на этом внимание. Поддерживать, обнимать, спрашивать, разговаривать. Стирка – это вопрос того, как вы это преподносите. Если наказание – не стоит. Если возможность ребенку помочь вам – вполне возможно.
Ребенок стыдиться этого почему? Кто говорит, что это стыдно? Кто шутит на эту тему и обесценивает чувства ребенка? Девочка не может стыдиться этого сама. Стыд – чувство, навязанное обществом. Раньше им воспитывали, то есть подавляли волю через стыд. Сейчас вам стоит найти этого человека и защитить ребенка от его влияния.
Важно понимать, что ребенок делает это не специально, ваша дочь просто не умеет отреагировать происходящие обстоятельства иначе. Научите альтернативе, покажите как достичь того, что сейчас дает энурез и все пройдет.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»