Вопрос специалисту

Как правильно реагировать воспитателю на конфликты детей?

Как правильно реагировать воспитателю на конфликты детей?

Добрый день! Подскажите, как правильно реагировать воспитателю в группе с детьми, которые иногда агрессируют, дерутся, провоцируют других ребятишек на конфликт и постоянно что-то делят? Как поступить, что сказать и возможно ли это снизить к минимуму? 

Есть в группе 2 мальчика, то их мир не берет, то дружба навек)) Сами по себе ребята неплохие, из благополучных семей, дома себя так не ведут. Помогите разобраться в данной ситуации, буду очень благодарна за ответ! Спасибо!

Ирина

Ирина, здравствуйте!

Имеет значение, какой возраст детей. В разных возрастных группах агрессия вызывается различными потребностями. Соответственно, будет меняться и стратегия поведения. Но в целом, агрессия – это способ отстоять границы своей личности. Это нормально. Драки – это один из вариантов проявить агрессию. Конфликт – это способ установить правила внутри коллектива, отстоять свою позицию. А делят дети обычно территорию, в виду созревания самосознания. Это тоже нормально.

Когда есть понимание, зачем нужно то или иное действо, становится понятно, что не нужно от него избавляться. Нужно его уметь проявлять, трансформировать, если требуется и, конечно, важно осознавать свое реальное состояние. В этом поможет развитие эмоционального интеллекта. Суть заключается в том, чтобы научиться осознавать свои эмоции, научиться их проявлять безопасным для всех способом, осознавать чувства и эмоции у собеседника и научиться управлять ими. Например, как еще кроме драки можно проявить агрессию? Сарказмом, шуткой, игнорированием, замечанием, жалобой старшему и т.д. Воспитатель может отыгрывать разные поведенческие реакции, тем самым расширяя способы реагирования. Чем больше арсенал действий, тем выше адаптивность детей.

Кстати, есть очень простая, но действенная игра. Можно предложить детям показывать животных. Например, трусливого зайчика или хитрую лису. Можно усложнить задание и просить группу отгадывать, что показывает ведущий (принцип игры в «Крокодил»). Дети будут отрабатывать навык транслирования эмоций и научатся считывать их с других.

Когда дети будут уметь проявлять эмоции, когда научатся подбирать тот вариант реагирования, который подходит под обстоятельства, агрессия не будет столь остро считываться.

А с ребятами нужно работать очно. Возможно, стоит подключить психолога, если есть штатная единица. Важно понять, что их объединяет и что разводит по разным углам. Нужно научить детей добиваться своего другим способом. Ведь мы оставляем себе только эффективный способ поведения. Если крик помогает мне победить, то я буду кричать всякий раз, когда хочу победить – так мыслит ребенок, а потом и взрослый.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»