Вопрос специалисту

Как правильно вести себя, когда дети ссорятся?

Как правильно вести себя, когда дети ссорятся?

Как реагировать на выяснения кто главный между братом и сестрой? Сыну 5,5 лет, дочке 3,7 лет. Не знаю как правильно реагировать при их ссорах. Их становится меньше, но они еще остаются. Раньше всегда вставала на сторону дочки, так как сын проявлял (наученный в садике) агрессию. Мог сильно толкнуть или ударить. Переживала за ее здоровье. Строго наказывала, указывая, что ее он не имеет права ни под каким предлогом обижать, так как это его сестра и она младше и плюс ко всему еще и девочка. Сейчас силы выровнялись и смотрю по ситуации, смотря кто не прав. Если дочка специально забрала у сына игрушку, то заставляю ее ему отдать, если ударит – извиниться и то же в отношении если сын обидит сестру. Они сейчас часто играют друг с другом мирно. Но и возникают такие ситуации, когда кто либо из них специально берет игрушку чужую и уносит. То есть она не нужна сама по себе, а чтобы второй по догонял и по расстраивался и поплакал. Когда начинаешь останавливать и забирать, обидчик тоже начинает заливаться слезами и обидой. И как быть, не знаю. Проигнорируешь жалобу одного – обидишь, начнешь восстанавливать справедливость – обижается второй. Так же и с просьбами, если один услышал, какую либо просьбу второго – тут же требует противоположного. Например, один попросил включить ему определенную песню, второй тут же закатывает истерику и просит включить прямо сейчас другую. И никакие объяснения типа того, что сейчас проиграет песня обратившегося первым, а потом сразу же включим твою – не помогают. Слезы и истерики. Если дочка при этом все равно любит брата и считает его своей семьей, то сын, когда попросила нарисовать свою семью, сказал, что сестру рисовать не будет.

Анастасия

Добрый день, Анастасия.

Восстанавливать справедливость – правильно. Просто поговорите с тем, кто виноват: объясните, почему Вы делаете именно так, поинтересуйтесь, на что именно обижается ребенок, когда возвращают игрушку. Конечно, слезы сначала будут. Верните игрушку, а плачущего виновника возьмите с собой поговорить наедине.

Чаще говорите детям, что любите их. Они это знают. Но им важно это в том числе слышать. И всем вместе, и каждому по отдельности.

Научите детей играм, в которые сами играли в детстве. Подберите им такие игры, в которых дети могли бы заступаться друг за друга, быть командой. Давайте задания на двоих. Даже если сначала будут ругаться, потом все равно найдут общий язык. Это сглаживается с возрастом.

Желаю вам успехов.

Анна Зубкова, специалист